Индекс материала
Функции и возможности интернет-магазина для осуществления покупки и продажи товаров
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Многие электронные магазины сталкиваются с проблемой доставки товаров. Эти проблемы также возникают в том случае, если товар необходимо оплатить в электронном магазине. Основными причинами этого являются:
• недоверие граждан по отношению к банковской системе и безналичным платежам;
• неурегулированность организационных и правовых вопросов электронных платежей;
• неуверенность в безопасности проведения транзакций через Интернет.
В настоящее время среди специалистов по электронной торговле принято несколько вариантов классификации электронных магазинов по целому ряду признаков: например, по занимаемым ими сегментам рынка либо предлагаемому покупателям ассортименту товаров (специализированные магазины или «электронные супермаркеты»), однако наиболее распространенным критерием является все же уровень технологий, применяемых на том или ином сервере для организации торгового процесса. В упрощенном виде пример такой классификации описан ниже.
Самым простым способом организации торговли с применением возможностей Всемирной сети является организация так называемой электронной витрины — специализированного web-сайта, на котором опубликована подробная информация о предлагаемых к продаже товарах, размещены все соответствующие иллюстрации, однако отсутствуют функции автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. Для того чтобы сделать заказ, покупатель должен направить администраторам такого ресурса сообщение по электронной почте, позвонить по контактному телефону или лично явиться в офис фирмы для оформления всех необходимых документов. Безусловно, подобное решение не требует от создателей электронной витрины разработки и установки на сервере какого-либо специального программного обеспечения, что позволяет подготовить и запустить подобный проект в эксплуатацию в кратчайшие сроки, однако этот подход крайне неудобен для покупателей, поскольку вынуждает их совершить целый ряд дополнительных действий, требующих не только времени, но и определенных усилий. С другой стороны, создание электронной витрины может стать оптимальным решением для организаций, торгующих товарами специализированных категорий: промышленным оборудованием, стройматериалами, спецавтотехникой, либо для фирм, производящих свой товар на заказ под конкретные требования покупателя.

К другой категории ресурсов, ориентированных на организацию прямых продаж в Интернете, можно отнести торговые площадки. По большому счету, торговая площадка — это web-сайт, которому присущи черты как электронной витрины, так и полнофункционального электронного магазина. На web-сайте предприятия продавца по-прежнему предлагаются изображения образцов товаров, однако при помощи соответствующего сценария CGI пользователь может добавить какое-либо из представленных наименований в виртуальную «корзину покупателя» («shopping-basket»). Сценарий CGI фиксирует при этом название выбранного товара и его стоимость, суммируя все сделанные пользователем покупки.
И наконец, третья категория представленных во Всемирной сети торговых служб — это полнофункциональные электронные магазины. В отличие от торговых площадок, подобные службы оснащены специализированными программными комплексами, полностью обслуживающими технологический процесс электронной торговли. Они не только осуществляют демонстрацию товаров посетителю, выполняют подсчет полной стоимости заказа и автоматически взаимодействуют с базами данных, содержащими информацию о наличии товаров на складе, но также выполняют прием платежей от держателей банковских карт и пользователей электронных платежных систем, выполняют полное сопровождение сделки от оформления покупки до контроля за получением оплаты, позволяют организовать ряд вспомогательных функций, таких, как, например, система поиска по категориям товаров, служба технической поддержки пользователей, интерактивная система помощи посетителю сайта и т. д.

Однако все то, что видит посетитель электронного магазина на экране своего компьютера, — лишь надводная часть айсберга. Помимо достаточно большого комплекса серверных программ, осуществляющих чисто технологическое взаимодействие «покупатель—продавец», настоящий электронный магазин должен иметь довольно сложную внутреннюю инфраструктуру, как правило, скрытую от глаз посетителя. Прежде всего, это служба доставки товаров, отвечающая за своевременную отправку уже оплаченных заказов покупателям. Такая служба может включать в себя отдел курьерской доставки для отправки покупок жителям города, в котором расположен офис электронного магазина; также она должна располагать отлаженными механизмами взаимодействия с внутригосударственными и международными почтовыми организациями. Кроме того, электронный магазин, рассчитывающий достичь достаточно больших объемов продаж, должен иметь склад и тесно интегрированный с ним отдел снабжения, обеспечивающий своевременное пополнение ассортимента и закупку пользующихся высоким спросом товаров у поставщиков. Сотрудники технического отдела осуществляют круглосуточный контроль за работоспособностью электронного магазина.