Когда профессор экономики Тартуского университета Рауль Эаметс, выступая на конференции в ноябре прошлого года, сказал, что с введением евро от расчетов наличными можно было бы отказаться вообще, тогда бы эта идея была воспринята как инновационная.

Некоторое время общественность обсуждала ее довольно активно и основательно, однако в итоге пришли к мнению, что для этой новаторской идеи время еще не настало. И, тем не менее, даже при большом сомнении кажется, что то время, когда государство будет существовать без наличных денег, уже наступает.

Департамент защиты прав потребителей с полным основанием приступил к изучению вопроса, неужели из-за несовершенства законодательства в торговле и сфере обслуживания действительно происходят случаи, когда наличные отказываются принимать.

Как утверждают, именно такую возможность дает трактовка Закона о введении в оборот евро, заменившего в прошлом году Закон о деньгах. Теоретически  торговая сеть может, например, принимать наличные только в одном маленьком магазинчике в сельской местности или отказаться от этого совсем.

На первый взгляд, сама по себе идея кажется нелогичной. Деньги для коммерческого предприятия — это все равно деньги, будь они в виртуальном или материальном воплощении. Какая разница, платит клиент банковской карточкой, бумажными купюрами или металлическими монетами? Кто же откажется принимать деньги, если их дают?

Если вспомнить роман Таммсааре «Правда и справедливость», г-н Маурус всегда был дома, когда приносили деньги! Кроме того, постоянно ведутся разговоры о том, что платежи по карточке через банковский терминал обходятся предпринимателям дороже.

На самом деле, удивляться нечему: оборот наличных более хлопотен и требует дополнительных расходов. В отличие от виртуальных электронных денег, с оборотом которых вполне расторопно и вполне безопасно справляются компьютеры, наличные деньги требуют участия человека — кассира, теллера, обслуживающего персонала.

А это, в свою очередь, означает рабочие места, технику и все, что с этим связано. И, понятно, что не все собранные в кассе деньги идут в банк.

На самом деле, во многих сферах деятельности безналичный расчет потребителю выгоден. И всячески приветствуется, если об этом фирма информирует своих клиентов. Но появление новых возможностей не должно означать возникновения ограничений для других вариантов, а давать, прежде всего, свободу выбора.

Ведь и потребители сталкивались с ситуаций, когда при оплате электронным путем время от времени возникали сбои — весьма неловкие ситуации, если подобное случится, например, где-нибудь в точке общепита.

В конце концов, если человек желает общаться с себе подобными с глазу на глаз и платить наличными, такую возможность ему следует предоставить. При необходимости это право потребителя следует четко и однозначно прописать в законе.

postimees.ee