Индекс материала
Правовые аспекты функционирования интернет-магазина
Страница 2
Все страницы

Электронная торговля является удобным и выгодным бизнесом как для продавцов, так и для покупателей. Интернет-продавцов он привлекает возможностью значительного сокращения расходов, ведь торговать во Всемирной сети можно, даже не имея обычной торговой площади, достаточно создать лишь виртуальную площадку (интернет-магазин), которая по сути представляет собой сайт в интернете, зарегистрировать домен (название сайта) и заключить договор с провайдером. Кроме того, у продавца отпадает необходимость в приобретении дорогостоящего торгового оборудования, найме персонала и так далее.

Аналогично ситуация складывается и для покупателей. Во-первых, цены на товары, продаваемые по интернету, значительно ниже магазинных благодаря минимуму затрат на их продажу. Во-вторых, для того чтобы купить необходимую вещь, покупателю не надо даже выходить из дома - достаточно зайти на сайт и оформить заказ. Тем более что компьютерная техника и интернет сегодня есть практически в каждой семье.
Как известно, торговля может быть оптовой и розничной. Для того чтобы разобраться, к какому из видов торговли относится продажа товаров в интернет-магазинах, необходимо обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утверждённому постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001 года № 454-ст (далее - ОКВЭД).

В соответствии с ОКВЭД продажа товаров через интернет представляет собой розничную торговлю, осуществляемую через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД 52.61.2). Следовательно, правовые основы такого вида торговли регулируются нормами параграфа 2 "Розничная купля-продажа" главы 30 Гражданского кодекса. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 492 данного Кодекса к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным Гражданским кодексом, применяются нормы Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон № 2300-1). Статьей 26. 1 Закона № 2300-1 установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо его образцом при заключении договора (дистанционный способ продажи товара). Именно к этой категории и относится виртуальная торговля, поскольку, заказывая товар через интернет, покупатель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с самим товаром или его образцом. Регулирование данного вида торговли производится на основе Правил продажи товаров дистанционным способом, установленными постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 (далее - Правила продажи).