Двуглавый орел когда появился на монетах


3. Откуда взялся двуглавый орел на Русских монетах. Империя

3. Откуда взялся двуглавый орел на Русских монетах

Считается, что двуглавый орел появился на русских монетах не ранее 1472 года [18], с.54. История его появления такова.

Он впервые появился на печати Ивана III в 1497 году. Некоторые эксперты объясняют его появление женитьбой в 1472 году Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог. Считается, что двуглавый орел был заимствован из Византии, от которой Россия получила христианство.

Анализируя историю появления в русской геральдике двуглавого орла, В. М. Потин, подводит следующий итог: «Кроме не очень убедительного предположения А. В. Орешникова об изображении двуглавого орла еще на монетах XIV века, все факты не говорят об изображении орла на русских монетах ранее 1472 года» [18], с.54.

На этом можно было бы и успокоиться. Гипотеза о заимствовании двуглавого орла из Византии кажется нам вполне естественной и никакого возражения не вызывает.

Но следующей фразой В. М. Потин, сам по-видимому того не подозревая, сообщает удивительный факт.

Однако населению Восточной Европы изображение двуглавого орла было знакомо уже в XIV веке: оно помещалось, например, на джучидских монетах Джанибек-Хана (1339 – 1357) и анонимного чекана, датируемого 1358…1380 годами… Пока невозможно связать чекан Золотой Орды (! – авт.) с двуглавым орлом с таким же русским чеканом – между ними существует разрыв в целое столетие…

Время Джанибека было периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде (! – авт.), и косвенным указанием на это служит популярность монет Джанибека в обращении в течение очень долгого времени после его смерти… изображение двуглавого орла как у джучидов, так и в русских княжествах характерно для медных монет. Скорее всего, после женитьбы Ивана III византийская эмблема попала уже на подготовленную почву. [18], с.54.

Нельзя не отметить определенную осторожность, с которой В. М. Потин касается этой «деликатной» темы.

А если сформулировать эту же мысль откровенно и четко, то мы увидим следующее.

1) Двуглавый орел на Руси впервые появился на монетах Золотой Орды в XIV веке.

2) Он изображался как на монетах, считаемых сегодня Золото-Ордынскими, так и на монетах, считаемых сегодня русскими. Но это хорошо отвечает нашей реконструкции, в которой Золотая Орда – это Великая Русь. Она же – Волжское Царство – Владимиро-Суздальская Русь[5].

3) Возможно, двуглавый орел был заимствован Ордой – Русью из Византии. А возможно и наоборот.

4) По-видимому, впервые орел появился на монетах Джанибек-Хана, правившего в середине XIV века (1339 – 1357). Для читателя, знакомого с нашей книгой [5], ясно, что это не кто иной как Иван I Данилович Калита (1328 – 1340). Хан – означает царь, а Джанибек – это просто Иоанн-Бек, то есть Джон – John – Иоанн – Иван. Это отвечает нашей реконструкции, в которой Иван Данилович Калита описан в разных документах также под именами Хана Батыя и Ярослава Мудрого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

history.wikireading.ru

Двуглавый орел – правда и вымысел. Часть 1

Часть 1

 

Вот она, первая ласточка, на которой впервые в истории России появился символ, неотрывно связанный с историей государства и русской нумизматикой - двуглавый орел!

 

 

Эта небольшая монетка - медное пуло,  разменная мелочь XV века, - открыла новую страницу в истории денежного обращения России. Чеканка  медных пул с изображением двуглавого орла начинается в Москве во второй половине 1470-х, в эпоху собирателя русских земель Ивана III, и продолжается во времена правления Василия III, примерно до 1520 года.

Чеканка монет этого типа с конца XV века была налажена также в Новгороде и Твери, а в Пскове после 1520 года выпускали подражания этому типу московских пул.

 

 

На лицевой стороне монеты - двуглавый орел с распростертыми крыльями, между головами знак в виде треугольника,  над крыльями знаки в виде крестиков. Эти символы все еще не расшифрованы современной наукой. На реверсе надпись: ПУЛ ОМОСК ОВЬСК ОЕ.

 

 

С 1478 года по 1505 год эти монеты стали массовой денежной единицей для мелкой розничной торговли в городе и в сельской местности. Рост ремесленного производства и увеличение объемов внутренней торговли потребовали наличия в обращении мелких разменных денег. Так с процесса объединения Руси под скипетром Московского великого князя и началась история важнейшего символа  государства Российского и российской нумизматики.

Сегодня любители старинных монет каждый раз с интересом разглядывают изображение двуглавого орла на монете. Есть множество нюансов и отличий друг от друга у монет разных правителей - рисунок орла на монете отличается и формой крыльев, и количеством перьев. Все это сегодня может предопределять редкость и уникальность монеты. 

Коллекционеры даже придумали особые названия разным видам и формам двуглавых орлов на монетах. Есть орел «тетерев», чеканившийся на медных двухкопеечных монетах при Александре I, при нем же вышел в тираж с орлом, прозванным «пчелкой» за особую форму крыльев.

 

Слева - орел-пчелка, справа - орел-тетерев.

 

При Николае I, большом любителе военной науки и дисциплины, появился на монетах  грозный орел с раскинутыми крыльями и пучком молний в лапах. Кстати, неслучайно именно этот орел в недавнее время стал символом Министерства обороны России и российской армии.

В том, как появился этот древний анималистический символ на гербе России и в русской нумизматике, и какие легенды  все еще его окружают, мы сейчас и попытаемся  разобраться.

Двуглавый орел - очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Этот символ был распространен в шумерской культуре, древние хетты также хорошо его знали. Государство хеттов, древнего индоевропейского народа, возникло в Малой Азии на территории современной Турции, и к середине II тысячелетия до н.э. достигло своего расцвета.

 

Древние хетты.

 

Столица Хеттского государства находилась неподалеку от современного турецкого села Богазкей, и там было обнаружено самое древнее (VIII век до н.э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Считается, что двуглавый орел был официальным символом хеттских царей. 

 

Двуглавый орел хеттских князей.

 

Этот факт подтвержден археологическими исследованиями, и древность двуглавого орла не ставится под сомнение.

Но как такой древний символ мог попасть в русскую культуру и стать символом государства? Вот здесь начинается территория мифов и легенд. 

Продолжение следует...

Алексей Фоминых


www.mdregion.ru

4. Как появился двуглавый орел на русских монетах?. Великая смута. Конец Империи

4. Как появился двуглавый орел на русских монетах?

Считается, что ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ появился на русских монетах НЕ РАНЕЕ 1472 года [684], с. 54. История его появления такова. Он ВПЕРВЫЕ появился на печати Ивана III в 1497 году. Некоторые историки объясняют его появление женитьбой в 1472 году Ивана III на ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРИНЦЕССЕ Софье Палеолог. Считается, что двуглавый орел будто бы заимствован из Византии, от которой Россия получила христианство.

Анализируя историю появления в русской геральдике двуглавого орла, В.М. Потин, подводит следующий итог: «Кроме не очень убедительного предположения А. В. Орешникова об изображении двуглавого орла еще на монетах XIV века, все факты НЕ ГОВОРЯТ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ОРЛА НА РУССКИХ МОНЕТАХ РАНЕЕ 1472 года» [684], с. 54.

На этом можно было бы и успокоиться. Гипотеза о заимствовании двуглавого орла из Византии кажется вполне естественной и никакого возражения вроде бы не вызывает. Но следующей фразой В.М. Потин, сам, по-видимому, того не подозревая, сообщает удивительный факт.

«Однако населению Восточной Европы изображение двуглавого орла было знакомо уже в XIV веке: ОНО ПОМЕЩАЛОСЬ, НАПРИМЕР, НА ДЖУЧИДСКИХ МОНЕТАХ ДЖАНИБЕК-ХАНА (1339–1357) и анонимного чекана, датируемого 1358–1380 годами… ПОКА НЕВОЗМОЖНО СВЯЗАТЬ ЧЕКАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (! — Авт.) С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ С ТАКИМ ЖЕ РУССКИМ ЧЕКАНОМ — МЕЖДУ НИМИ СУЩЕСТВУЕТ РАЗРЫВ В ЦЕЛОЕ СТОЛЕТИЕ…

Время Джанибека было периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде (! — Авт.), и косвенным указанием на это служит популярность монет Джанибека в обращении в течение очень долгого времени после его смерти… ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВУГЛАВОГО ОРЛА КАК У ДЖУЧИДОВ, ТАК И В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ характерно для медных монет. Скорее всего, после женитьбы Ивана III византийская эмблема попала уже на подготовленную почву» [684], с. 54.

Нельзя не отметить определенную осторожность, с которой В.М. Потин касается этой «деликатной» темы. Если сформулировать эту же мысль откровенно и четко, то мы увидим следующее.

1) ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА РУСИ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ НА МОНЕТАХ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В XIV ВЕКЕ.

2) Он изображался как на монетах, считаемых сегодня ЗОЛОТООРДЫНСКИМИ, так и на монетах, считаемых сегодня РУССКИМИ. Но это хорошо отвечает нашей реконструкции, в которой ЗОЛОТАЯ ОРДА — ЭТО ВЕЛИКАЯ РУСЬ. Она же — ВОЛЖСКОЕ ЦАРСТВО = ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ.

3) Возможно, двуглавый орел был заимствован Русью-Ордой из Византии. А возможно, и наоборот — был принесен в Византию русскими великими = «монголами» или османами-атаманами.

4) По-видимому, впервые ОРЕЛ появился на монетах Джанибек-хана, правившего в середине XIV века (1339–1357). Для читателя, уже знакомого с нашей реконструкцией русской истории, должно быть ясно, что это, скорее всего, не кто иной, как ИВАН I Данилович Калита (1328–1340). Напомним, что, согласно нашей реконструкции, великий князь Иван Данилович Калита (Калиф) описан в старинных документах также под именами хана Батыя и Ярослава Мудрого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Двуглавый орел – правда и вымысел. Часть 3

Часть 3

 

Известная концепция «Москва-Третий Рим» была сформулирована в двух посланиях конца 1523 - начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Она гласит: «Москва – третий Рим. Два Рима пали (Рим и Константинополь), третий – Москва стоит, четвертому не бывать!». Кстати, одно из посланий предназначалось для Великого князя Московского Ивана III.

 

Великий князь Московский Иван III.

 

Эта мессианская концепция и вместе с тем женитьба Ивана Великого на византийской принцессе Софье Палеолог, как думают многие, и привели к версии, что герб России - продолжение традиций Византии. Это достаточно устоявшееся представление, и тем не менее, это миф. Попробуем его разобрать.

Во-первых, двуглавый орел Палеологов ни в коем случае не являлся государственным гербом Византии. Более того, он не был гербом этой династии. 

 

Орел Палеологов

 

Хотя на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии  Софьи Палеолог, как раз был выткан черным шелком двуглавый орел. Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.

На французской миниатюре XIV века изображен император Иоанн VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе,  подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла!  

 

Византия.

 

Сложность в изучении ранней геральдики (до конца XV века) в России и Византии заключается в том, что на щитах родовых эмблем почти не изображали, а на печатях, как правило помещали святого покровителя и имя владельца. Одним из первых, кто отошел от этой традиции, был Великий князь Иван III.

Чтобы понять, почему именно двуглавый орел стал символом Московской Руси, нужно изучить печать 1497 года. Это первое известное изображение на государственных документах сохранилось на жалованной грамоте Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона,  а на обратной ее стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое  известное официальное использование двуглавого орла. 

Часто упускают из вида, что двуглавый орел был очень популярен в средневековье в Западной Европе именно как геральдический символ! Предполагается, что европейцы узнали этот символ во время крестовых походов на Восток к Святой Земле, и он стал часто использоваться в европейской геральдике.

Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих Барбаросса во время крестового похода  посещал Византию и  мог видеть этот символ во дворце. Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. В качестве герба империи двуглавый орел утвердился в правление Сигизмунда I (1368–1437). В 1410 году Сигизмунд I стал императором Священной Римской империи, где гербом королей оставался одноглавый орел, но как только король наследовал императорский трон, на печатях появлялся орел двуглавый.

 

Герб Священной Римской империи на монете

 

С такой печатью познакомился Иван III, когда в конце 80-х годов XV века установил контакты и дипломатические отношения с домом Габсбургов – первых по значению монархов тогдашней Европы, в результате чего начался обмен посольствами, грамотами, переговорами «для приятельства и любви». При всей своей силе и могуществе Иван III, как человек исключительно прагматического ума, не мог не понимать, что на новом уровне русской государственности потребуются чисто внешние атрибуты, которые подтверждали бы крепость и силу его власти «в глазах мировой общественности». Отсюда и новое написание на западноевропейский манер титула на печати, и новая символика, аналогичная европейской. Это еще одно свидетельство о стремлении Ивана Васильевича поставить себя наравне с первым монархом Европы императором Священной Римской империи.

К концу XV века политика молодого независимого Московского государства была направлена на объединение под своей властью земель, ранее принадлежавших Золотой Орде и возврат русских княжеств, захваченных Литвой.

Еще во время монетной реформы 1535–1538 годов, когда правила Елена Васильевна Глинская, мать Ивана Грозного, в России появилась копейка. Так назывались серебряные монеты, на которых изображался «князь велики на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозвашеся денги копейные».

 

 

Композиция, представленная на копейке, очень напоминает изображение «Чуда Георгия о змие» с печати Ивана III, только под копытами коня нет дракона. Корона на всаднике копейки свидетельствовала, что это изображение государя.

 

Печать Ивана III

 

Ту же корону с пятью зубцами можно видеть и на всаднике, который во времена Ивана IV «перебрался» на грудь двуглавого орла. Именно Иван Грозный повелел поместить драконоборца, украшенного короной, на грудь двуглавого орла. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин-драконоборец воссоединились в одной фигуре. Впоследствии это сочетание символов и превратится в Государственный герб России.

Создание новой печати казалось для современников настолько важным событием, что об этом записано в летописи: 3 февраля 1561 года «учинена» печать – «орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог» - единорог – мифический зверь с прямым рогом, тоже заметим, символ  европейской культуры и мифологии.

 

Печать 1577 года

 

В «Словаре древнерусского языка» указывается, что слово «герб» в ХVI веке использовалось лишь в посольских делах, когда речь шла о других странах, с которыми Россия поддерживала дипломатические связи. Для Ивана Грозного титул «царь», означенный на печати, был очень важен. Иван Васильевич был человеком книжным, прекрасно разбирающимся в мировой истории и политике. Он изучал родословную Рюриковичей. Это занятие привело великого князя в выводам, что Рюриковичи - это потомки римского императора Октавиана Августа Цезаря. Титул «Цезарь» и «Август» в то время старались примерить на себя почти все европейские монархи, и в итоге русский великий князь теперь мог говорить с ними на равных, как потомок династии римских императоров. Конечно, это была больше политическая конструкция, чем историческая правда. Но теперь официальный титул Ивана IV говорил о его исключительных правах на власть, о силе и величии  государства.  На монетах с этого времени чеканят - «Царь и Великий князь всея Руси».

 

 

Действительно, первый русский царь использовал печать и эмблемы прародителей своих и «римскую печать» – изображение двуглавого орла, а также учреждал новые печати, например, печать 1577 года по типу печатей тех европейских государств, с которыми вступал в дипломатические контакты. На этой печати вокруг двуглавого орла, увенчанного короной, располагаются гербы российских земель и титулы Ивана IV.

Эта большая государственная печать - уже настоящий прообраз герба, а некоторые эмблемы русских земель здесь представлены впервые. Например, герб Вятской земли, присоединенной к Москве еще Иваном III - натянутый лук со стрелой - все еще хранит тайну своего значения и происхождения.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых


www.mdregion.ru

Двухглавый орел древнейший солнечный символ

3 143

Двуглавый орел в культуре разных народов

Двуглавый орел является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии.
Вероятно, еще более древний двуглавый орёл был выточен из дымчатого нефрита ольмеками; он находится в Музее Коста-Рики.


Древним хеттам также хорошо был знаком этот символ. У них символами-атрибутами главного бога Тищуба (Тещуба) — бога грозы — был двойной топор (позже занесённый на Крит и присвоенный Зевсу) и двуглавый орёл.

Хетты — древний индоевропейский народ; их государство возникло в Малой Азии, на территории современной Турции, как минимум в IV тысячелетии до н.э. и достигло расцвета в середине II тысячелетия до н.э.

Неподалеку от турецкого селения Богазкёй, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII в. до н.э.), высеченное на скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев. Современная интерпретация этого изображения такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, которых изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые.

Двуглавый орел изображен и на цилиндрических печатях, найденных при раскопках крепости Богазкёй. Этот символ также найден на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации. Хетты, как и шумеры, использовали его в религиозных целях.

Изображения двуглавого орла VI веке до н. э. были встречены в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

Изображения двуглавого орла встречались и в древнем Египте и на ассирийских памятниках, где они, по мнению специалистов, символизировали соединение мидийского царства с Ассирийским в VII-VI вв. до н. э.

В «Словаре международной символики и эмблематики» говорится, что «римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией». Позднее орел «был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти».

В Древней Греции бог солнца Гелиос путешествовал по небу на колеснице, запряженной четверкой коней. Описываются редкие, не предназначавшиеся для широкой публики изображения Гелиоса на колеснице, запряженной двуглавыми орлами. Их было два, голов четыре. Возможно, это был знак более древнего, тайного символа.

Позднее изображения двуглавого орла использовались персидскими шахами из династии Сасанидов (первые вв. н.э.), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту эмблему даже на своих монетах. Османы чеканили монеты со звездой Давида на одной стороне и изображением двуглавого орла на другой. На арабских монетах Зенгидов и Ортокидов с XII по XIV в. тоже имеются изображения двуглавых орлов.
В арабском мире двуглавый орел также стал популярным элементом восточного орнамента. В средневековье этот символ появился на штандартах турок-сельджуков, которые, кроме того, украшали им подставки для Корана. Двуглавый орел был распространен и в Персии как символ победы, а так же в Золотой Орде.

Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека, с изображением двуглавого орла. Иногда встречаются утверждения, будто двуглавый орёл являлся золотоордынским государственным гербом. Однако, герб, как правило, ассоциируется с государственной печатью; к настоящему времени не сохранилось ни одного документа (ярлыка) с печатью улуса Джучи, поэтому большинство историков не считает двуглавый орёл гербом Золотой Орды.

Есть сведения, что двуглавый орел был на знаменах гуннов (II-V вв.). У индоевропейцев двуглавый орел впервые появился у хурритов (II-I тысячелетия до н.э., центр цивилизации в Закавказье), которые почитали его как охранника Древа жизни.

Считается, что европейцы впервые узнали изображение двуглавого орла во время крестовых походов. Этот символ использовался как герб многих первых тамплиеров, отправившихся на завоевание Гроба Господня в Святой земле, и скорее всего, был заимствован ими в их путешествиях по территории современной Турции. С тех пор двуглавый орел стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений, а также на печатях территориальных княжеств и имперских городов.

С конца XIV века золотой двуглавый орёл на красном поле всё чаще фигурировал на различных государственных регалиях Византии. В XV в., при императоре Сигизмунде или незадолго до него, двуглавый орёл был принят в качестве государственной эмблемы Священной Римской (Германской) империи. Он изображался чёрным в золотом щите с золотыми клювами и когтями, головы орла были окружены нимбами.

Двуглавый орел был изображен в прошлом на гербах Австрии, Германского Союза, Российской империи, Королевства Югославии, Сербии и Черногории, а также на Гербе Шаханшаха Ирана Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви. Он также присутствовал на монетах средневековой Болгарии

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.

В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.

В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Большинство исследователей этого символа считают, что орел связан с солнцем. Логика здесь такова: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел является символом с множеством смыслов. Орел всегда олицетворяет власть и благородство, напоминая человеку о его возвышенном происхождении и божественной природе. Большие распростертые крылья являются символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизирует справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциируется сила, храбрость, нравственность и мудрость.

Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел — посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.

Двуглавый орел означает возможность усиления власти, распространение ее на запад и восток. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе.

Орел всегда был солярным символом, являющимся атрибутом солнечных богов во многих культурах. Его рассматривали как священную эмблему Одина, Зевса, Юпитера, Митры, Нинурты (Нингирсу), Ашшура – ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизировал Нергала (Марса), божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. А также бога подземного мира.

Орла также рассматривали как посланца богов, который соединял земную и небесную сферу. А в Месоамерике он к тому же считался символом пространства из света и небесным духом.

В христианстве орел служил воплощением божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения. Как и в других традициях, орел играл роль посланника небес.

via

taynikrus.ru

Откуда пошел быть двуглавый российский орел? Версии

1. Византийская версия

Двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

2. Габсбургская версия

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

3. «Татарская» версия

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

4. «Пророческая» версия

Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно.  Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

5. «Фряжская» версия

Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

6. «Алхимическая» версия

Двуглавый орел широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

7. «Спонтанная» версия

Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

grimnir74.livejournal.com

История двуглавого орла » За Веру Царя и Отечество


Герб государства неразрывно связан с его историей. Целью работы является изучение причин появления двуглавого орла на гербе России, а также изучение влияния исторических лиц и событий на внешний вид герба.


1. Герб[/b]


Слово герб. происходит от немецкого слова .эрбе., что значит наследство. Герб . символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей . змеи, у лесных племен . медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.


2. История двуглавого орла[/b]


Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева.Первые изображения двуглавого орла . наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей.


 



 


Затем в VI . VII годах до нашей эры двуглавый орел, как знак власти, появляется в Мидийском царстве .


 


3. Герб России: из века в век


В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.


Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне . двуглавый орел.


 



 


 


Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.






В те времена, когда Иоанн III (1462 . 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.


 


 


 



 


Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.


 



 


Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник . это сам Иоанн Грозный, а дракон . это все его враги.


 



 


После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны . со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.


 



 


Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр . жезл, знак закона, а держава . символ власти и порядка.


 



 


Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.


 



 


Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.


 



 


Александр I (1801-1825) отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.


 



 


Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.>


 



 


За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.


 


 http://www.obrazz.ru/r_25/

zaweru.ru

Символы Московского княжества — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Символы Московского княжества — изображения на печатях, монетах и знамёнах Великого княжества Московского.

Самого понятия рыцарского наследственного герба, широко принятого в Западной Европе, на Руси не существовало. Во время боёв знамёнами служили чаще всего вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Встречающиеся на древнерусских военных щитах изображения не были наследственными. Поэтому история герба России — это прежде всего история великокняжеской печати.

На своих печатях древнерусские князья изображали, прежде всего, своих святых покровителей (как, например, на печати Симеона Гордого изображен св. Симеон, а на печати Дмитрия Донского — св. Димитрий), а также надпись, указывающая, кому именно принадлежит эта печать (обычно в форме «Печать (великого) князя такого-то»). Начиная с Мстислава Удатного и внуков Всеволода Большое гнездо, на печатях (так же, как и на монетах) стал появляться «ездец» — символическое изображение правящего князя. Оружие ездеца могло быть разным — копьё, лук, меч. На монетах времён Ивана II Красного впервые появляется пеший воин, поражающий мечом змея (дракона). Изображение ездеца было присуще печатям не только князей Владимирских и Московских, но и других. В частности, во время правления Ивана III изображение всадника, поражающего змею, имелось на печати не Великого князя Московского (там был просто ездец с мечом), а его шурина Великого князя Тверского Михаила Борисовича. С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий копьём дракона (символическое изображение победы добра над злом), стал одним из главных символов Русского государства наравне с двуглавым орлом.

  • Лицевая сторона печати Ивана III. Середина XV в.

  • Символ Палеологов

  • С монеты князя тверского. 1470-е гг.

  • Оборотна сторона печати Ивана III. 1472

  • Герб на печати Ивана Грозного. 1539 г.

Кроме России «ездец» стал символом соседнего государства — Великого княжества Литовского, однако всадник там изображался с мечом и без змея (см. Погоня).

Впервые двуглавый орёл в роли государственного символа Русского государства встречается на оборотной стороне государственной печати Ивана III Васильевича в 1472 году, хотя изображения двуглавого орла (или птицы) встречались в древнерусском искусстве и на тверских монетах и раньше[1].

Есть несколько теорий о причинах его появления[1].

  1. Теория американца Г. Алефа. Софья Палеолог привезла Ивану III изображение двуглавого орла из Мореи, откуда была сама родом. Тут есть некоторые несоответствия. В самой Византии он не был государственным гербом — лишь одним из символов православной страны и лишь у Палеологов он становится родовым знаком. А принимать символ Государю Всея Руси, претендующему на роль вселенского православного царства, династический герб каких-то морейских деспотов (не то униатов, не то вовсе католиков) — не «по чину». К тому же на четверть века позже женитьбы, что наводит на мысль о других причинах появления орла.
  2. Теория немца М. Хелльмана. Иван III заимствовал двуглавого орла с печати императоров Священной Римской империи. Но копировать символ державы, с которой он хотел встать вровень, — сомнительный авторитет. Использование тонкостей в геральдическом изображении орла — не более.
  3. Теория А. Г. Силаева. Двуглавый орел был известен на Руси и ранее. Его изображение использовалось в народных узорах, на княжеских плащах Ярослава, Бориса и Глеба, на княжеских щитах. Орёл — символ Перуна, защитник князя и княжеской дружины еще с языческих времен. Двуглавый орёл также изображался на монетах монгольского хана Джанибека в середине XV века и монетах тверского князя Михаила Борисовича в 70-х годах XV века. И именно в 1470-х годах в титуле Ивана III появляется «и Великий князь … Тверской».

Есть предположение, что двуглавый орёл был символом Черниговских князей в X—XII веках. Его изображение вырезано на турьем роге, найденном при раскопках княжеского захоронения X века, а также на стенах усыпальницы черниговских князей — Черниговского Борисоглебского собора 1123 года. Когда Черниговская земля находилась под властью Польши, ей пожалован герб — двуглавый орёл под одной короной. Возможно, он возник в связи с древним прототипом[1].

Использование двуглавого орла как императорского в Священной Римской империи (попытка оспорить первенство) и как родового в Византии/Мореи (наличие законных прав) могло лишь подтолкнуть Ивана III к мысли принять его как государственный символ Московской Руси. Не имея русских корней (довод старинного использования), он, возможно, и не прижился бы. У него были альтернативы: Владимирский лев или просто Георгий Победоносец. Ведь у Ивана III орёл был лишь на оборотной стороне печати, то есть занимал второстепенное положение. Зная серьёзное отношение к символу государства Ивана III, можно предположить, что этот вопрос рассматривался со всех сторон, а не с одной какой-либо. И все аргументы были «за».

Во времена Ивана Грозного одним из символов государства выступал единорог. На протяжении десятилетий он использовался одновременно или вместо всадника с копьем — символа защитника княжеской дружины и князя.

После Ивана Грозного государственный символ окончательно закрепился как двуглавый орёл со щитом на груди, где изображен всадник с копьём, поражающий змея. Менялись только форма орла (поднятые или опущенные крылья), его цвет (с золотого на чёрный), положение всадника (иногда был повернут влево от зрителя), количество корон (две, одна, три) и некоторые детали[2].

  • Силаев А. Г. Истоки русской геральдики. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 240 с. — ISBN 5-8183-0456-6
  • Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета. — М.: Языки славянских культур; Знак, 2006. — 488 с. — ISBN 5-9551-0150-0

ru.wikipedia.org

7 версий появления двуглавого орла на Руси

В этом году исполняется 20 лет, как двуглавый орел является гербом новой России.

За эти годы мы основательно привыкли к нему, однако суть этой важной птицы вряд ли стали знать лучше. Предлагаем вам 7 ключевых версий появления двуглавого орла на Руси, которые позволят нам лучше познакомиться с нашим гербом.

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Тогда это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака. ©

1

Византийская версия

Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

2

Габсбургская версия

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверен, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

3

«Татарская» версия

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

4

«Пророческая» версия

Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно.  Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

5

«Фряжская» версия

Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

6

«Алхимическая» версия

Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

7

«Спонтанная» версия

Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

yarodom.livejournal.com

Откуда взялся двуглавый орел на гербе России

История российской государственной символики

После распада СССР и переименования РСФСР в Российскую Федерацию советскому гербу с его колосьями, серпом, молотом и красной звездой стало нечего символизировать. Наша страна вновь сделала своим символом дореволюционный герб – двуглавого орла со скипетром и державой. Давайте вспомним, как и когда двуглавый орел появился на нашем гербе.

Седые головы

Забавно, но двуглавый орел намного «старше» самой России; его первые изображения появились на свет в те времена, когда на нашей земле еще не было и не могло быть никакого государства. Первыми его придумали шумеры; изображения орла с двумя головами были найдены при раскопках в Месопотамии.

У древних хеттов двуглавый орел – а также двойной топор – были символами бога грозы Тищуба. У древних ассирийцев та же диковинная птица предположительно обозначала соединение мидийского и Ассирийского царств.

Античные греки связывали двуглавого орла с культом бога солнца Гелиоса. Как известно, Гелиос изображался путешествующим по небу в колеснице, запряженной четверкой коней; но встречаются изображения, на которых в повозку божества запряжены два двухголовых орла.

Красовался пернатый хищник о двух головах и на жезлах римских полководцев – как символ власти над армией; позже он превратился в знак верховной власти императора. Известны изображения двуглавых орлов на арабских и даже на золотоордынских монетах.

В европейскую геральдику орел о двух головах пробрался в Средние века; его использовали в качестве своего герба многие из первых тамплиеров, бедных рыцарей Христа, успевших побывать на Святой земле. Принято считать, что они его позаимствовали во время крестовых походов, продвигаясь по территории современной Турции.

Царская забота

Какое-то время двуглавый орел был гербом Византии – или, как полагают некоторые историки, гербом династии Палеологов. Когда великий князь Московский Иван III женился на Софье Палеолог, он решил поместить этого орла на своей печати – рядом с конным изображением Георгия Победоносца, убивающего змея, которое уже тогда было гербом Москвы. Эти два герба соседствовали в течение ста лет, после чего византийский орел стал главной эмблемой российского герба. Изображение Святого Георгия осталось на гербе столицы.

При Иване Грозном орел какое-то время изображался с единорогом на груди. Правда, очень скоро царь счел этот сугубо западноевропейский символ неуместным на российском гербе.

Сын Ивана Грозного, Федор Иванович, хотя и правил всего ничего, но тоже успел внести изменение в изображение двуглавого орла на гербе – поместить между его коронованными головами православный крест.

Скипетр и держава, которые орел держит и поныне, появились у него в лапах в XVII веке – как символы царской власти. Во время царствования Михаила Романова орел обзавелся третьей короной – поверх двух уже имеющихся, а также на его груди появился конный Георгий Победоносец – но не в виде иконы, а как изображение на щите.

Не мог оставить герб страны нетронутым такой великий реформатор, как Петр I. Он повесил орлу на шею цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного (при Петре это была высшая государственная награда) и велел разместить на гербе синий косой Андреевский крест как символ военно-морского флота России. А сам орел из золотого стал черным.

При Павле I на гербе появились мальтийские корона и крест. Правда, уже при Александре I они с герба исчезли, а из трех корон осталась одна. При нем же, после победы в войне с Наполеоном, у орла опустились крылья, ранее высоко поднятые, а в лапах вместо державы и скипетра появились факел и громовые стрелы – перуны.

Александр II провел самую настоящую геральдическую реформу: орел вновь взял в лапы державу и скипетр, а его крыльях обзавелись титульными гербами: на правом крыле разместились щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом великих княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом – щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии. Короны на головах орла теперь изображали в виде алмазных венцов, которые использовались при церемонии коронации.

Улетали ненадолго

Когда страну начали потрясать революционные перемены, Временное правительство решило двуглавого орла раздеть и лишить регалий.

Большевики поступили еще радикальнее – они вовсе упразднили старый герб, велев разработать новый. Он был принят вместе с Конституцией в июле 1918 года. Правда, аж до 1935 года двуглавые орлы сидели на кремлевских башнях – до того, как их заменили рубиновыми звездами.

И только в 1993 году после указа президента Ельцина в нашей стране был введен государственный герб, созданный по мотивам старого.

www.eg.ru


Смотрите также