Как называется художник изготавливающий формы для монет и медалей


Медальерное искусство — Википедия

Медалье́рное иску́сство — искусство изготовления монет и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.

Материалом для монет и медалей служат металлы — медь, серебро, золото и другие — которые, благодаря пластичности и относительной прочности, позволяют добиться четкости изображаемых мелких деталей.

Для медальерного искусства свойственны устойчивость композиционных приёмов и иконографических типов, ясная и лаконичная пластика. Это связано с необходимостью вписать все элементы в заданную форму, не разрушая при этом конструктивного единства надписей и изображения. В медальерном искусстве широко используются эмблемы, символы и аллегории.

Медальерное искусство появилось с первыми монетами на рубеже VIII и VII века до н. э. в Лидии и Древней Греции.

Литьё как способ изготовления монет применялось в древности только в Италии, в V—III веках до н. э., а затем там же в XV—XVI веках. Как в древности, так и в эпоху Возрождения к нему прибегали исключительно ввиду невозможности, при несовершенных технологиях того времени, чеканить монеты и медали в очень большом, требовавшемся тогда формате. За исключением Италии, в древности везде применялась для изготовления монет чеканка. Древнейшие из всех существующих монет, лидийские, выбитые в начале VII века до н. э., уже сделаны посредством чеканки.

До наших дней дошли матрицы, служившие для выбивания монет только с I века нашей эры, и только галльские; греческих образцов нет. Большинство их из меди, лишь некоторые из стали. Сталь стала применяться для чеканки только во времена римских императоров. Мягкость первого металла, употреблявшегося, конечно, и для матриц греческих монет, по крайней мере древнейшего периода, обусловливала быстрое стирание штемпелей и необходимость частой их перемены, чем и объясняется колоссальное количество дошедших до нас разновидностей древней монеты даже одного и того же типа.

Эпоха античности[править | править код]

Медальерное искусство стояло в древности на одной высоте с современными ему другими отраслями графических и пластических искусств. В Греции IV века до н. э. медальерное искусство, наравне с другими видами искусств античной эпохи, достигло высшего художественного развития. Древнегреческие источники не сохранили до наших дней имён авторов превосходных античных произведений медальерного искусства, которые Иоганн Винкельман приравнивал к лучшим произведениям древнегреческой пластики. Только монеты (преимущественно сицилийские) подписанные именами медальеров, дают возможность узнать что-то о них. В Сиракузах наиболее знаменитыми медальерами были Кимон и Эвайнэт, работавшие во время тирании обоих Дионисиев. Как называлось у греков медальерное искусство и мастера, посвятившие ему себя, — остаётся неизвестным. Причиной умолчания о том древних писателей, как полагают, было то обстоятельство, что в Греции это искусство никогда не составляло отдельной художественной отрасли: им занимались гравёры на драгоценных камнях (греч. γλύπται).

Известно, что у римлян медальеры носили название scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. По большей части это были рабы, некоторые — вольноотпущенные. Несмотря на весьма высокую степень своего мастерства, по крайней мере в некоторые эпохи, медальеры не пользовались в Древнем Риме тем почётом, каким они были окружены у греков; на них смотрели как на простых ремесленников, и ни одна из дошедших до нас бесчисленных римских монет не носит на себе подписи художника.

Особенность древних монет, сравнительно с современными, составляют высокий горельеф, применяемый в настоящее время только при чеканке медалей, и неправильная форма монетного кружка. Римские монеты, хотя и значительно уступают греческим в художественности, однако в отношении округлённости и барельефа гораздо ближе к современным, чем к греческим.

В древности не чеканили медалей, то есть памятных монет, не имеющих денежного обращения и предназначенных для увековечивания определённых событий или знаменитых людей. Для таких целей греки, как и римляне, применяли сами монеты, имевшие хождение; это делает интересным и важным в историческом отношении собирание и исследование греческих и римских нумизматических памятников.

Несмотря на простоту приёмов монетной чеканки в античности, им удавалось выбивать монеты как чрезвычайно малого размера (до 3 мм в диаметре; например, эфесские гемитартеморионы в 1/8 обола), так и очень большие (до 58 мм в поперечнике, например, золотой царя Бактрии Евкратида, в 20 статиров). Монеты ещё большего размера не чеканились, а отливались. Таким образом исполнены римские декуссисы, 116 мм в поперечнике. Особенность древнейших монет — четырёхугольное углубление неправильной формы на реверсе, произведённое острыми шипами нижней матрицы, которые при ударе молотком по верхней матрице вонзались в монетный кружок и держали его неподвижно при последующих ударах мастера. Такой способ фабрикации мы находим в монетах VII—V веков до н. э. В нумизматических памятниках греческих колоний Южной Италии в это время употреблялись выпуклые типы на лицевой стороне и вогнутые на задней. Это достигалось через чеканку штемпелями, имевшими для аверса врезанный, а для реверса выпуклый тип. При этом реверсный тип обыкновенно повторяется на лицевой стороне, но в вогнутом виде, хотя встречаются также монеты, имеющие на обороте изображение, отличное от лицевого.

Средневековье[править | править код]

В Европе[править | править код]

Упадок медальерного искусства начался в Древней Греции в начале III века до н. э.; затем продолжался, хотя и весьма медленно, но непрерывно, вплоть до падения Византийской империи в 1453 году. В Западной Римской империи падение медальерного искусства наблюдается уже в нумизматических памятниках II века н. э.; всё продолжение Средних веков до начала Возрождения, в XV веке, в Западной Европе медальерное искусство неразвито. Изображения на средневековых монетах делались всегда самым плоским рельефом, который требовался тонкой, бляхообразной формой самой монеты. Исключение составляют только так назазываемые брактеаты германских государств XII века, снабжённые изображением лишь на одной лицевой стороне. Тем удивительнее, что, будучи для денежного обращения локальными (и «короткоживущими») средствами платежа, многие брактеаты северонемецкой группы, созданные в промежутке между 30-ми гг. XII в. и третьим десятилетием XIII в., отличаются высочайшим художественным качеством. Не уступая по мастерству исполнения лучшим произведеним других видов декоративно- прикладного искусства, эти монеты являются настоящими шедеврами мелкой романской пластики. Расцвет в искусстве оформления северонемецких брактеатов примерно совпадает со временем правления императора Фридриха I Барбароссы. Помимо императора, эмитентами брактеатов выступали светские и духовные феодалы, а также города. Штемпели для брактеатов очевидно изготавливаются в это время профессиональными ювелирами. Стилистически изображения на брактеатах этого времени относятся к позднему романскому искусству. Большинство монетных изображений представляют собой человеческие фигуры (правителей и святых), в симметричном обрамлении из архитектурных элементов (стен, башен, куполов, арок), образующих зачастую причудливый узор. Человеческие фигуры, всегда будучи стилизованными, отличаются тем не менее, тщательной проработкой деталей одежды и доспехов, правители и святые неизменно держат в руках атрибуты своей власти и достоинства. До XIII в. монетное изображение как правило снабжается надписями. Стремительный расцвет в искусстве оформления северонемецких брактеатов XII в. сменяется столь же стремительным упадком в XIII в., когда изображения на монетах становятся грубыми и однообразно — схематичными.

В Древней Руси[править | править код]
Монета, предположительно отчеканенная Фиораванти. Между 1475 и 1483 годом

В Киевской Руси древнейшие монеты великих князей киевских, Владимира Святославича, Святополка и Ярослава Мудрого, были гравированы византийскими медальерами. Затем чеканка монет в нашем отечестве полностью прекратилась в начале XI века, что привело к полному забвению у нас медальерного искусства. Остаётся неизвестным, откуда брались медальеры, делавшие матрицы для русских великокняжеских и удельных монет XIII—XV веков. При Иване III был выписан из Италии известный литейщик и зодчий Аристотель Фиораванти, который занялся также и гравированием монет.

От Ренессанса до Нового времени[править | править код]

По всей видимости, в раннем Средневековье медали не выпускались, во всяком случае такие экземпляры неизвестны. Первые произведения этого рода относятся к концу XIV века. Они были созданы в Падуе около 1390 года неизвестным художником для герцогов Каррара. Существуют также венецианские медали 1393 и 1417 годов. Тем не менее, основателем современного нам медальерного искусства следует признать живописца Антонио Пизано, более известного под именем Пизанелло — медальера, работы которого впервые получают характер памятников искусства, а не ремесла. Первая отлитая им медаль была сделана для предпоследнего византийского императора Иоанна VIII Палеолога, которого Пизанелло видел на Флорентийском соборе в 1437—1439 годах. В XV—XVI веках появились другие мастера, которые подняли медальерное искусство на новый уровень. В их числе: Джованни Мария Помеделло, Леоне Леони, Джакоппо Треццо, Пасторино ди Сиенна, Сперандио ди Мантова, Бенвенуто Челлини, Аннибале Фонтана, Алессандро Витторио и Франческо Лаурина, Жан Дюве. Произведения этих художников, отлитые из бронзы, свидетельствуют о знакомстве авторов с античными образцами.

Из Италии вновь возродившееся искусство распространилось по всем странам Западной Европы, но в самой Италии продержалось на высоте очень недолго. Уже с XVII века произведения итальянских авторов утрачивают художественное достоинство и постепенно становятся продуктами ремесла. Во Франции медальерное искусство процветает с XVI века почти до конца XVII века. Наиболее искусные французские медальеры этого периода — Гийом Дюпре (Guillaume Dupré, годы жизни 1576—1643) и братья Варен (Varin). В Германии XVI века выделялись такие мастера, как Альбрехт Дюрер, Генрих Рейц и Фридрих Гагенауер, знаменитый живописец и гравёр; здесь впервые на медалях появляются религиозные сцены. В XVII веке им на смену пришли талантливые резчики Себастьян Дадлер (годы жизни 1586—1657) и Готфрид Лейгебе, служивший у курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма I.

XVIII и XIX век[править | править код]

В России[править | править код]

Все русские монеты допетровского времени гравированы очень грубо. Только при Петре I в России впервые появились круглые монеты довольно изящной работы, изготовленные выписанными из-за границы медальерами. Пётр повелел выбить серию памятных медалей, посвящённых победам в Великой Северной войне. В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны над памятными медалями работал академик Якоб Штелин. Наконец при Екатерине II было обращено внимание на художественность изготовления монет и медалей, и в 1764 году основан особый медальерный класс в Императорской академии художеств. Здесь первым профессором медальерного искусства был француз Пьер-Луи Вернье.

Одним из ведущих художников русской медальерной школы считается Тимофей Иванов (1729—1802). Т. Иванов — автор многих медалей и памятных знаков, посвященных знаменательным историческим событиям времен царствования Петра I и Екатерины II. В царствование Екатерины II и Павла I особенной известностью пользовались в России медальеры Гасс, Иегер и Леберехт. Ученицей последнего была императрица Мария Фёдоровна, изготовившая штемпели для коронационной медали Павла I и медаль Александра I с надписью «Избавитель народов».

При Александре I, равно как и при Николае I наиболее выдающимся медальером был граф Ф. П. Толстой, исполнивший ряд медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Среди русских медальеров прошлого выдающееся положение занимают А. П. Лялин, П. П. Уткин, работавший в 1831-52 годах, и В. В. Алексеев, ставший в 1871 году последним профессором медальерного искусства в Академии Художеств (при введении нового устава Академии в 1894 году медальерный класс был закрыт) и А. Ф. Васютинский.

В Западной Европе[править | править код]

Одним из наиболее выдающихся медальеров XVIII века стал немецкий мастер Филипп Хейнрих Мюллер (Philipp Heinrich Müller, годы жизни 1654—1719). Он работал на монетных дворах Аугсбурга, Нюрнберга и Зальцбурга, выполняя заказы для разных стран. В частности, им создано несколько медалей для Швеции в период Северной войны (1700—1721).

Из французских авторов этого периода особенно стоит отметить Жана Дювивье (Jean Duvivier, годы жизни 1687—1761) и его сына Бенжамина (Pierre-Simon-Benjamin Duvivier, годы жизни 1728/30-1819). В 1774 году благодаря поддержке короля Луи XVI Бенжамин получил должность гравёра на Парижском монетном дворе. Он вырезал не только медали, но и штемпели для монет (в частности, для золотых луидоров). В XIX веке французская медальерная школа достигла своего расцвета. В это время свои лучшие произведения создают Бертран Андрю (Bertrand Andrieu, годы жизни 1761—1822), Жан-Жак Барре (Jean Jacques Barre, 1793—1855), Николас Брене (Nicolas Brenet, 1773—1846). Дальнейшее развитие медальерного искусства связано с именем Шапелена. Его последователи и ученики Шапю, Роти, Ботте, Дюбуа, Верно и другие переняли авторскую манеру — очень низкий барельеф, но стали использовать более реалистическое направление в сюжетах. Стоит отметить также талантливого французского гравёра Огюста Каэна, Р. Отто в Германии, Иоганна Баптиста Рота в Австрии, Джона Пинчеса в Англии.

В Италии в XIX веке работало множество талантливых мастеров. Среди них братья Джузеппе и Франческо Бьянчи (Giuseppe e Francesco Bianchi), Томазо Меркандетти (Tommaso Mercandetti, 1758—1821), Филиппо Сперанца (Filippo Speranza, 1839—1903), братья Джузеппе и Никколо Цербара (Giuseppe e Niccolò Cerbara). Помимо медалей, Никколо Цербара создавал также штемпели для некоторых итальянских монет, например для скудо папы римского Григория XVI.

Широкую известность получил венский придворный медальер Антон Шарфф (Anton Scharff), работавший отчасти во французской манере, но показавший в своих произведениях немало самобытности и изящества.

Традиционная технология, существовавшая до конца XX века, предполагала изготовление лепной восковой модели по эскизу. Лепка обыкновенно производилась на доске из наложенного на неё цветного скульптурного воска или из глины, причём употреблялись специальные тонкие заострённые палочки различных размеров. Величина вылепленной модели обычно в 3-4 раза превосходила формат предполагаемой медали.

Когда восковая модель была готова, с неё отливался гипсовый слепок. С такого слепка, в свою очередь, делалась отливка из так называемого «жёсткого чугуна» или изготавливалась отливка методом гальванопластики. С такой выпуклой модели при помощи гравировальных машин делали маточник или матрицу из стали, формат которой точно соответствовал проектируемой монете или медали (подобные машины использовались во Франции ещё в конце XVIII столетия). При необходимости художник проводил грабштихелем коррекцию маточника. После обязательной закалки маточник использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, который и служил для чеканки самой монеты или медали.

Для серебряных и медных медалей принято также патинирование, которое уничтожает блеск металла, препятствующий визуальному восприятию деталей медали. В России при изготовлении серебряных и золотых медалей обыкновенно полируют поля штемпелей. Вследствие такой полировки получается матовое изображение, эффектно выделяющееся на гладком, блестящем фоне металла. Кроме трёх так называемых «монетных металлов» (золота, серебра и меди), для изготовления медалей иногда употребляются платина, палладий, никель и алюминий.

ru.wikipedia.org

Из каких элементов состоят медали, какие крепления имеют

Медаль – особый знак отличия, который учреждают и вручают за военные заслуги, трудовые, спортивные, культурные, научные достижения, в память о каком-либо событии. Устройство медали в большинстве вариантов схожее: круглый металлический медальон с рельефными изображениями, колодка, покрытая эмалью или обтянутая муаровой лентой, и ушко, с помощью которого соединяются обе части. На оборотной стороне колодки есть булавка или другой тип крепления к одежде. Не на всех изделиях есть крепления – некоторые не предназначены для ношения.

Виды

Все изделия делятся на несколько категорий, в зависимости от:

  • способа изготовления;
  • назначения;
  • формы;
  • типа крепления;
  • размера.

Назначение

Знаки отличия бывают следующего назначения:

  • наградные;
  • сувенирные;
  • юбилейные (памятные).

Наградные экземпляры могут быть круглыми, овальными, в форме звезды или другого объекта. Как правило, все награды номерные, к ним прилагаются удостоверения или сертификаты о награждении. Вручают их героям, победителям соревнований, передовикам производства и другим людям за особые заслуги.

Юбилейные (памятные), как правило, приурочены к определенной дате. Чаще всего их выпуск приурочен к юбилею выдающегося человека или компании. Памятные награды вручают ветеранам в честь очередной годовщины Победы. Они могут быть разной формы.

У сувенирных медалей нет крепления, колодки или планки. Они состоят только из медальона, имеют классическую круглую форму, упаковываются в подарочные коробки. Выпуск сувенирной продукции изготовители могут приурочить к конкретному событию, имеющему общественную значимость. Например, прошедший или предстоящий футбольный чемпионат, Олимпиада, день города.

На аверсе и реверсе сувенирных тиражей изображается символика событий или виды на город, его достопримечательности. Такие медали реализуются через розничную сеть и пользуются спросом у туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Тип крепления

По этому признаку медали классифицируются как:

  • на колодке;
  • на ленте;
  • без крепления.

Крепление-колодка обычно встречается на наградных и памятных знаках отличия. Его форма может быть любой, но обычно производители используют два образца: классическую пятиугольную колодку и колодку в форме прямоугольника. Сверху они обтянуты муаровой лентой (реже металл покрывается эмалью). Цвета муаровой ленты, ширина и количество полос выбираются индивидуально – это может быть сочетание красного, белого и голубого, ассоциирующееся с российским флагом, или чередующиеся оранжевые и черные полосы георгиевской ленты.

Крепление на ленте характерно для спортивных наград и наград, вручаемых выпускникам общеобразовательных школ. По стандарту ленты окрашены в цвета российского триколора (или флага другого государства), но могут быть и индивидуальной расцветки.

Без крепления – сувенирные образцы, не предназначенные для ношения на одежде, креплениями не комплектуются. Эти медали предназначены для дарения в подарочной упаковке, в ней же они хранятся. Есть разновидности настольных почетных знаков, у которых сзади предусмотрено крепление-подставка.

Размеры

В Советском Союзе существовали нормы к размерам медалей – на них изготовители ориентируются и сегодня:

  1. Медали на колодках изготавливают диаметрами 32 и 35 мм. Самый большой диаметр в наградном списке – 40 мм.
  2. Сувенирные изделия имеют 50 и 60 мм в диаметре. Упаковку под изделия таких размеров можно найти без труда, потому что размеры ложеместа в стандартных коробках соответствуют указанным параметрам. Если награда больше или меньше, придется заказывать подарочную коробку к ней по индивидуальному заказу.
  3. Спортивные награды выпускаются диаметром 50 мм, в них обязательно предусмотрено ушко для ленточного крепления. Размер ушка – 5-6 мм.

Как создаются награды?

Производственный процесс долгий, включает несколько обязательных этапов. На предварительном этапе художник создает эскиз будущей награды – он выполняется в большем размере, чтобы детализация аверса и реверса была максимально четкой.

Следующий этап – согласование эскиза, внесение в него корректив и утверждение. Как только заказчик утвердит дизайн, художник изготавливает образец из пластилина или другого подобного материала. В пластичном виде медаль уже похожа на ту, что будет отливаться из металла: после ее утверждения начинается производство всего тиража.

Есть два основных метода производства наград: литье и штамповка. У каждого есть свои особенности, сложности, плюсы и минусы.

Метод штамповки

Штамповка широко распространена благодаря невысокой стоимости. В процессе производства используется специальный пресс – он точно соответствует утвержденному эскизу. Тяжелый пресс вырубает заготовку нужной формы, после чего ее вырезают из металлического листа. Рисунок отпечатывается на лицевой и обратной стороне. Затем внешние поверхности покрываются гальваническими составами или эмалями.

Метод штамповки используется для производства наград из латуни, нейзильбера, томпака, алюминия, олова, меди и сплавов перечисленных материалов. Эти материалы легко обрабатываются, изображения на них при переносе получаются четкими, хорошего качества. Однако растительные орнаменты, сложные узоры и тонкие линии воспроизвести на металлических изделиях сложно.

Зато штамповка обеспечивает высокую скорость выполнения заказа. Полный цикл производства многотысячного тиража занимает не больше трех недель, включая время на создание эскиза и его утверждение.

Метод литья

Технология литья не новая, используется десятки лет. В отличие от штамповки, с ее помощью можно перенести на металлическую поверхность тончайшие линии и элементы без потери четкости и качества даже в сложных многокомпонентных композициях.

Производство медалей методом литья – процесс трудоемкий, длительный. Макеты художники изготавливают на высокотехнологичном программном обеспечении, а сложные мелкие детали прорабатывают вручную.

При изготовлении наград металл предварительно расплавляют и заливают в форму. По мере остывания формы заготовка застывает: ее извлекают из формы, шлифуют, красят, обезжиривают, чистят, покрывают эмалью.

Метод литья позволяет работать с любыми металлами и сплавами, в том числе с серебром, бронзой, золотом. Технология универсальна, позволяет изготовить изделия любой формы и диаметра. Некоторые экземпляры эксклюзивны, по сложности и красоте исполнения, четкости рельефов и орнаментов они больше напоминают произведение искусства.

Нередко способ литья применяют для простых и строгих эскизов, но стоимость работы остается достаточно высокой. Литьевой метод подходит для небольших тиражей – для объемных заказов его практически не используют из-за дороговизны и длительных сроков производства.

Декор

Награды, в оформлении которых используются яркие цвета, выглядят ярче и выигрышнее на фоне однотонных металлических медальонов. Для оформления отдельных деталей художники используют специальные эмали и лаки.

Составы для декорирования разработаны на основе акрила, обладают достаточной прочностью и эластичностью. После нанесения лаков и эмалей медали проходят термическую обработку и покрываются лаком. Лак защищает покрытие, придает блеск, дополнительный объем и выразительность. Такой знак отличия всегда выглядит престижно и статусно.

yacollectioner.ru

Плакета — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2012; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2012; проверки требуют 22 правки.

Плаке́та (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения[1].

Помимо итальянских ренессансных плакеток прямоугольной формы небольшого размера с рельефными изображениями на античные и мифологические сюжеты, плакетки любили изготавливать златокузнецы, скульпторы, медальеры и гравёры Северного Возрождения в Германии и Нидерландах. Выдающимся мастером рельефных бронзовых плакеток был немецкий художник Петер Флётнер (1485 — 1546), так называемый кляйнмайстер, скульптор, ювелир, медальер, рисовальщик-орнаменталист и гравёр. Плакетки его работы приобретали и использовали другие художники и ремесленники, прикрепляя их к своим изделиям либо отливали и чеканили копии. Рельефы этих плакеток повторяли на бронзовых сосудах, оловянных блюдах и кружках. Всего известно около ста тридцати семи типов таких плакеток. Со временем они стали предметом отдельного изучения и коллекционирования [2].

Значительными произведениями плакетного искусства являются плакеты, изготовленные французским медальером Оскаром Роти: плакета с портретом Луи Пастера (1892 год) и плакетка, приуроченная к похоронам четвёртого президента Третьей французской республики Сади Карно (1894 год)[3].

Немецкими нумизматами Марком Бернхартом и Георгом Хабихом издавался журнал «Archiv für Medaillen- und Plakettenkunde», посвящённый медалям и плакеткам[4][5].

В современном языке чаще используется слово "плакетка". И у него есть как минимум два значения: плакетка как наградное изделие и Мюзле c плакеткой.

Плакетка как наградное изделие

Как правило состоит из подложки (деревянной или имитирующей дерево) и шильда (на нем наносится изображение и текст). Шильд как правило крепится к подложке при помощи двустороннего скотча. Технологии изготовления шильдов для плакеток очень разнообразны вот некоторые из них:

Рельефная плакетка с часами с символикой Росгвардии
  • металлографика, сублимационная печать, УФ-печать. Нанесение изображения на металлическую (как правило алюминиевую пластину). в случае сублимационной и УФ печати алюминиевая пластина имеет специальное покрытие, которое обеспечивает "прилипание" краски.
  • лазерная гравировка. На металлическую пластину наносится слой краски методом шелкографии формируя монохромный или абстрактный рисунок. С помощью лазерной гравировки в нужных местах убирается краска, обнажая металл. В результате формируется текст и/или рисунок. Плакетка с лазерной гравировкой 2 Плакетка с лазерной гравировкой
  • плакетка с рельефным тиснением. Шильд с цветным изображением на металлизированной поверхности имеет рельеф, соответствующий этому цветному изображению, что придаёт изделию интересный вид. Особенно хорошо получаются плакетка, в макетах которых используются гельешные элементы как на деньгах, акциях, и других видах ценных бумаг.
Рельефная плакетка с часами с символикой Росгвардии Плакетка для премии "Предприятие года" Плакетка с рельефным тиснением для компании Стеклонит Плакетка с рельефным тиснением для компании Стеклонит
  • Плакетка с барельефным тиснениемплакетка с барельефным тиснением. Шильд с цветным изображением на металлизированной поверхности имеет барельеф, высота которого может достигать 3 мм, с высоким качеством проработки мелких деталей. Плакетка барельефная

Мюзле c плакеткой

Мюзле с плакеткой используется для укупорки корковой пробкой шампанских и игристых вин, а также всех типов бутылок с напитками, в которых создается высокое давление в процессе спиртовой или иной ферментации.

  1. Зварич В. В. Нумизматический словарь. — 4-е изд. — Львов, 1980.
  2. ↑ Западноевропейские плакетки XV—XVII веков в собрании Эрмитажа: Каталог выставки. Вступительная статья М. Н. Лопато. — Л.: Аврора, 1976
  3. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. редактор В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — С. 291. — 408 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-256-00317-8.
  4. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. редактор В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — С. 29. — 408 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-256-00317-8.
  5. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. редактор В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — С. 351. — 408 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-256-00317-8.

ru.wikipedia.org

Олимпийская медаль — Википедия

Олимпийская медаль (англ. Olympic medal; греч. Ολυμπιακό μετάλλιο) — знак отличия за личное или командное спортивные достижения в соревнованиях на Олимпийских играх, также считается атрибутикой, используемой Международным олимпийским комитетом для продвижения идеи Олимпийского движения во всём мире.

Олимпийская медаль имеет определённую градацию:

Но иногда этот порядок не соблюдался, как в Играх I Олимпиады. Золотую, серебряную и бронзовую награды в совокупности называют комплектом олимпийских медалей.

В соревнованиях Античных Олимпийских игр наградой была не медаль, её создали гораздо позже. В античности награды могли быть какими угодно: Геракла наградили венком из дикой оливы, в последующие эллинские национальные Олимпийские игры были разыграны различные призы. Царь Эндимион за победу отдал своё царство, но участниками были его сыновья. Победитель получал большую сумму золотых монет, славу и разные ценности. За 293 Олимпиады Древней Греции было разыграно много призов, вручённых приблизительно 330 участникам, но ни одной медали выковано и подарено не было.

В первый раз решение о внедрении традиции награждать победителей Игр Олимпиады медалями было принято Первым Олимпийским конгрессом в 1894 году, за два года до I Олимпийских игр, прошедшим в Греции, в городе Афины. Все основные правила награждений и основополагающие принципы были прописаны в главном сборнике уставных документов Олимпийского движения — Олимпийской хартии. Основным принципом, описанным в Олимпийской хартии, была раздача медалей победителям в зависимости от занятых мест: занявшим третье и второе места спортсменам вручают медали из серебра 925-й пробы, а медаль победителя должна быть покрыта шестью граммами чистого золота. Диаметр самой медали около 60 мм, толщина 3 мм. За 3-е место спортсмены награждаются бронзовыми медалями. Размеры были установлены, но на протяжении многих лет они менялись. Изменяли также форму, привычную круглую форму отменяли в 1900 году на Играх II Олимпиады, а на III зимних Олимпийских играх в 1932 году была выбрана рельефная форма на гурте.

До 1960 года медали изготавливались без креплений и вручались победителям прямо в руки. Организаторы Игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Интересно, что, вводя не предусмотренное правилами новшество, организаторы подстраховались и вручили девушкам, выносившим медали для награждения, ножницы, чтобы быстро перерезать цепочки в случае возражений. Однако идея понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям стали крепиться цепочки или ленты.[2]

Самые отличающиеся по форме медали были отлиты для Зимних Олимпийских игр: XI в 1972 году, XIX зимних Олимпийских игр 2002 года, а в 1998 году для XVIII игр были произведены медали с дополнительной прощелиной, доплавленой сверху, для удобного вдевания ленты. Эта идея стала применяться позже почти во всех Олимпийских медалях.

Серебряная медаль Игр I Олимпиады

Игры I Олимпиады[править | править код]

В апреле 1896 года проходили I летние Олимпийские игры в Афинах, на которых было роздано 43 комплекта медалей в 9 видах спорта. Отличительной особенностью игр было то, что награждений золотой медалью не было[3]: победителям, занявшим первое место в соревнованиях, вручались медали, сделанные из серебра, с позолотой. Обладатели вторых мест получали бронзовые медали, третьи места учитываться стали позже, после принятия соответствующего решения Международным олимпийским комитетом.

На лицевой стороне наградной медали выгравирована голова Зевса Олимпийского, отца богов. Он сжимает в правой ладони земной шар, со стоящей на нём богиней победы Никой, которая придерживает руками над головой огромную оливковую ветвь. Слева расположена, вертикально снизу вверх, надпись греческими буквами: Олимпия (англ. OLYMPIA; греч. Ολυμπία). Справа — фамилия художника Жюль Шаплен (англ. J. C. Chaplain; греч. J. C. Shaplen).

На оборотной стороне изображён Акрополь. Вверху полукругом написано по-гречески печатными буквами: «Международные Олимпийские игры» (англ. International Olympic Games; греч. Διεθνείς Ολυμπιακοί Αγώνες), а внизу в две строки продолжение — «в Афинах, 1896» (англ. in Athens in 1896.; греч. στην Αθήνα, 1896).

Игры II Олимпиады[править | править код]

Наградная плакетка, оборотная сторона

Таким же образом, как и на предыдущих играх, на летних Олимпийских играх 1900 года распределялись медали участникам, занявшим первые два места в каждом виде спорта. Победителям вручали серебряные, а участникам, занявшим второе место, бронзовые медали.

Памятные награды сильно отличались своей формой — первый и единственный раз в истории летних Олимпийских игр награды имели прямоугольную форму (назывались «плакетками»). Фраза «Олимпийские игры» на наградной плакетке, так и на памятной медали отсутствовали, в связи с одновременным проведением Олимпийских игр и Всемирной выставке, которая проходила в Париже.

Изображения наградной плакетки и памятной медали отличались, но изготовлены они были из одинаковых металлов, в основном из бронзы, при этом наградная плакетка покрыта слоем серебра, и её легко принять за серебряную.

Художником изображений на памятной медали оказался француз Жюль Шаплен, создавший олимпийские награды для победителей I Олимпиады в Афинах. На лицевой стороне медали — окрылённая богиня победы, парящая в воздухе, несёт победителя. В правой руке у неё венок и пальмовая ветвь. Победитель держит горящий факел. Надпись по-французски: «Exposition Universelle Internationale Paris 1900» — Международная Всемирная выставка. Париж. 1900. (англ. The international World's fair. Paris. 1900; фр. L'Exposition universelle internationale. Paris. 1900). Внизу на фоне панорамы Парижа выбита надпись: Exercices Physiques Et Sports (Физические упражнения и спорт).

Игры III Олимпиады[править | править код]

С этих игр, начали награждать золотыми, серебряными и бронзовыми медалями троих победителей, а не двоих как было в предыдущих Олимпийских играх. Но точно также, как и в 1900 году, Олимпийские игры совпадали с проведением Всемирной выставки в городе Сент-Луисе, штате Миссури (США). Правительство США распорядилось выпустить около 500 золотых, 500 бронзовых олимпийских наград и свыше 1500 памятных медалей.

На лицевой стороне наградной медали изображён в полный рост победитель Игр с венком в правой руке, за которым — соревнующиеся в различных видах спорта атлеты, на фоне Акрополя. Сверху полукругом надпись: «Olympiad» (Олимпиада), чуть ниже в горизонталь — «1904». На оборотной стороне — в полный рост, богиня победы с венком победителя и пальмовой ветвью, стоящая на земном шаре, она повёрнута в правую сторону, а слева — бюст Зевса Олимпийского. Наверху надпись: «Universal Exposition» (Всемирная выставка). Внизу: «St. Louis, U. S. A.» (Сент-Луис, США). Справа от богини — лавровый венок, в центре которого гравировалось название вида спорта, за победу в котором предназначалась медаль.

Памятная медаль восьмиугольной формы, на лицевой стороне которой три герба — города, штата и США — в орнаменте из листьев и дата — «1803» (год присоединения Луизианы к Соединённым Штатам Америки, столетию этого события и была посвящена Всемирная выставка в Сент-Луисе). Текст на медали: «Universal Exposition Commemorating The Olympic Games 1904, Physical Culture Department» (Всемирная выставка. В память об Олимпийских играх, 1904. Департамент физической культуры). Далее выгравированы подписи руководителей Оргкомитета по подготовке к Играм. На оборотной стороне — фигура олимпийского чемпиона с оливковой ветвью на фоне восходящего солнца. Надпись: «Olympic Games St. Louis USA 1904» (Олимпийские игры, Сент-Луис, США, 1904).

Игры IV Олимпиады[править | править код]

История создания медалей этих игр отличались своеобразностью и оригинальностью, в привычку вошло изменять кардинально дизайн, состав металлов и размеры наград. Лондон от этой привычки не отказался. Автор эскиза Бертрам Маккенан в сотрудничестве с Британским олимпийским советом решил произвести медали очень маленькие — 33 мм в диаметре. Окончательная эскизы медали были переданы в Королевскую Академию, для согласования.

Нарушая правила Олимпийской хартии, изменяли не только размер, но и состав металлов, а именно процент золота в призовой медали за первое место. Было решено отливать из чистого золота 583-й пробы, а не позолоченные, как были все предыдущие варианты в прошлых играх. Именно с этим связано уменьшение размеров, за счёт чего она внешне была очень похожа на большую юбилейную монету.

На лицевой стороне наградной медали изображены, стоящий в полный рост, обнажённый атлет-победитель и с обеих сторон две полуобнажённые женские фигуры, возлагающие венок на его голову. Внизу надпись: «Olympic Games London 1908» (Олимпийские игры, Лондон, 1908). На оборотной стороне — изображение святого Георгия Победоносца на коне, поражающего дракона, а перед ним — богиня победы с пальмовой ветвью в правой руке. Справа, на заднем фоне, крупное дубовое дерево. На ребре медали выгравировано название вида спорта, за победу в котором она предназначалась.

Игры V Олимпиады[править | править код]

В момент избрания города Олимпийских игр — Стокгольма, в Швеции решили устроить конкурс на лучший эскиз медалей. Подготовительный комитет решил распределить награждения в следующем порядке: победители в индивидуальных соревнованиях получат медали из золота, участники команд-победительниц — серебряные позолоченные медали, занявшие вторые и третьи места — серебряные и бронзовые медали.

Отличительной чертой является то, что одна сторона наградной медали осталась такой же, как у награды Лондонской Олимпиады, 1908 года. Эскизы наградной и памятной медалей подготовил шведский скульптор Эрик Линдберг.

Лицевая сторона медалей Игр XXIX Олимпиады, без ленты

Игры XXIX Олимпиады[править | править код]

На Летних Олимпийских играх 2008 года, проходивших в Пекине, было разыграно 958 наград в 28 видах спорта. 87 из 202 стран получили медали, остальные уехали домой без награды. Всего участвовало 11 099 спортсменов.

По выбору проекта Международным олимпийским комитетом Ван Ипэн стал автором дизайна медалей, по идее которого на оборотной стороне любой медали Олимпийских игр в Пекине выгравирована эмблема игр 2008 года и олимпийские кольца, на лицевой — изображена богиня победы, где на фоне — греческий стадион Панатинаикос, который был перестроен специально для первых в новейшей истории игр в 1896 году.

Материал для изготовления медалей[править | править код]

  • МОК даёт следующие рекомендации (и утверждает окончательный дизайн):
    • Первое место (золотая медаль): изготавливается из серебра не ниже 925 пробы, золотое покрытие — 6 граммов золота.
    • Второе место (серебряная медаль): серебро 925 пробы.[4]
    • Третье место (бронзовая медаль): большей частью медь с оловом и цинком; цена металла около $3 in 2010.[5]

Дизайн медалей Летних олимпийских игр[править | править код]

Информация о всех медалях Летних олимпийских игр:[6][7]

Игры Страна, проводящая игры Информация Дизайнер(ы) Изготовитель Диаметр
(мм)
Толщина
(мм)
Масса
(г)
1896 Афины, Греция Лицевая сторона: Зевс держит Нику
Оборотная сторона: Акрополис
Шаплен, Жуль-КлементЖуль-Клемент Шаплен Парижский монетный двор 48 3.8 047
1900 Париж, Франция Лицевая сторона: Крылатая богиня держит лавровые ветки; Париж на заднем плане
Оборотная сторона: Победивший атлет держит лавровые ветки; Акрополь на заднем плане
Примечание: Единственная Олимпийская медаль не круглой формы
Вернон, ФредерикФредерик Вернон Парижский монетный двор 59 x 41 3.2 053
1904 Сент-Луис, Миссури, США Лицевая сторона: Ника держит лавровый венок и пальмовый лист
Оборотная сторона: Атлет держит лавровый венок; Греческий храм на заднем плане
Dieges & Clust Dieges & Clust 37.8 3.5 021
1908 Лондон, Великобритания Лицевая сторона: Атлет получает лавровый венок от двух женских фигур
Оборотная сторона: Святой Георг верхом на лошади
Ребро: «Vaughton», название соревнования и имя победителя
Макеннал, БертрамБертрам Макеннал Vaughton & Sons 33 4.4 021
1912 Стокгольм, Швеция Лицевая сторона: Атлет получает лавровый венок от двух женских фигур
Оборотная сторона: Герольд открывает игры со статуей Пера Хенрика Линга позади него
Макенналl, БертрамБертрам Макенналl (Лицевая сторона)
Эрик Линдберг (Оборотная сторона)
C.C. Sporrong & Co 33.4 1.5 024
1920 Антверпен, Бельгия Лицевая сторона: Атлет держит лавровый венок и пальмовый лист
Оборотная сторона: Статуя Сильвиуса Брабо
Ребро: Имя, название соревнования, команда, «Антверп» и дата
Дюпон, ЖозеЖозе Дюпон Coosmans 59 4.4 079
1924 Париж, Франция Лицевая сторона: Один атлет поддерживает другого
Оборотная сторона: Арфа и различный спортивный инвентарь
Риво, АндреАндре Риво Парижский монетный двор 55 4.8 079
1928 Амстердам, Нидерланды Дизайн: Trionfo
Примечание: Дизайн лицевой стороны, иногда воспроизведённая, оставалась до 2004, а дизайн оборотной стороны оставался до 1972
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли Датский государственный монетный двор 55 3 066
1932 Лос-Анджелес, США Design: Trionfo Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли Whitehead & Hoag 55.3 5.7 096
1936 Берлин, Германия Design: Trionfo
«B.H MAYER PFORZHEIM 990»
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли B.H. Mayer 55 5 071
1948 Лондон, Великобритания Design: Trionfo Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли John Pinches 51.4 5.1 060
1952 Хельсинки, Финляндия Design: Trionfo
Edge: 916 M / Y6 (Factory Stamp)
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли Kultakeskus Oy 51 4.8 046.5
1956 Мельбурн, Австралия Design: Trionfo Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли K.G. Luke 51 4.8 068
1960 Рим, Италия Design: Trionfo
Окружён: Бронзовый лавровый венок и цепь из лавровых листьев
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли Artistice Fiorentini 68 6.5 211
1964 Токио, Япония Design: Trionfo Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли и Кошиба, ТошикакаТошикака Кошиба Японский монетный двор 60 7.5 062
1968 Мехико, Мексика Design: Trionfo Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли 60 6 130
1972 Мюнхен, Германия Лицевая сторона: Trionfo
Оборотная сторона: Кастор и Поллукс, дети близнецы Зевса и Леды
Ребро: Имя победителя и дисциплина
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли (Лицевая сторона)
Маркс, ГёрхардГёрхард Маркс (Оборотная сторона)
Баварский монетный двор 66 6.5 102
1976 Монреаль, Канада Лицевая сторона: Trionfo
Оборотная сторона: Стилизованный лавровый венок и логотип Монреальских игр
Ребро: Название дисциплины
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли (Лицевая сторона) Королевский Канадский монетный двор 60 5.8 154
1980 Москва, СССР Лицевая сторона: Trionfo
Оборотная сторона: Стилизованное олимпийское пламя и логотип Московских игр
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли (Лицевая сторона)
Постол, ИльяИлья Постол (Оборотная сторона)
Московский монетный двор 60 6.8 125
1984 Лос-Анджелес, США Лицевая сторона: Trionfo
Оборотная сторона: Олимпийского чемпиона толпа носит на руках
Примечание: Оборотная сторона возвращается к дизайну Кассиоли
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли Jostens, Inc 60 7.9 141
1988 Сеул, Южная Корея Лицевая сторона: Trionfo
Оборотная сторона: Силуэт голубя несущего лавровую ветвь и логотип Сеульских Игр
Кассиоли, ДжузеппеДжузеппе Кассиоли (Лицевая сторона) Korea Minting and Security Printing Corporation 60 7 152
1992 Барселона, Испания Лицевая сторона: Новая интерпретация Trionfo
Оборотная сторона: Логотип Барселонских игр
Корберо, ХавьерХавьер Корберо Королевский монетный двор (Испания) 70 9.8 231
1996 Атланта, США Лицевая сторона: Новая интерпретация Trionfo
Оборотная сторона: Стилизованная оливковая ветвь, логотип игр в Атланте и «Столетние Олимпийские Игры»
Ребро: «Комитет Олимпийских игр Атланты»
Malcolm Grear Designers Reed & Barton 70 5 181
2000 Сидней, Австралия Лицевая сторона: Новая интерпретация Trionfo
Оборотная сторона: Сиднейский оперный театр, Олимпийское пламя и олимпийские кольца
Ребро: Название соревнования
Пиетраник, ВожциечВожциеч Пиетраник Австралийский королевский монетный двор 68 5 180
2004 Афины, Греция Лицевая сторона: Ника со стадионом Панатинаико на заднем плане
Оборотная сторона: Олимпийское пламя, начальные строфы восьмой Пиндаровой Олимпийской Оды и логотип игр в Афинах
Вотци, ЕленаЕлена Вотци 60 5 135
2008 Пекин, Китай Лицевая сторона: Ника со стадионом Панатинаико на заднем плане
Оборотная сторона: нефритовое кольцо с логотипом игр в Пекине в центре и названием соревнования по периметру
Йонг, ХаоХао Йонг[8] China Banknote Printing and Minting Corporation 70 6 200
2012 Лондон, Великобритания Лицевая сторона: Ника со стадионом Панатинаико на заднем плане
Оборотная сторона: Река Темза и логотип Лондонских игр с угловатыми линиями на заднем плане
Ваткинс, ДэвидДэвид Ваткинс Королевский монетный двор 85 7 375-400

Дизайн медалей Зимних олимпийских игр[править | править код]

Информация о всех медалях Зимних олимпийских игр:[9][10]

Игры Страна, проводящая игры Информация Дизайнер(ы) Изготовитель Диаметр
(мм)
Толщина
(мм)
Масса
(г)
1924 Шамони, Франция Лицевая сторона: Лыжник держит коньки и лыжи, а также имя дизайнера
Оборотная сторона: Письменная информация об играх
Бернард, РаульРауль Бернард Парижский монетный двор 055 04 075
1928 Санкт-Мориц, Швейцария Лицевая сторона: Конькобежец в окружении снежинок
Оборотная сторона: Оливковые ветви и информация о стране проводящей игры
Хунервадель, АрнольдАрнольд Хунервадель Huguenin Frères 050.4 03 051
1932 Лейк-Плэсид, Нью-Йорк, США Лицевая сторона: Ника с Горами Адирондак на заднем плане
Оборотная сторона: Лавровые листья и информация о стране проводящей игры
Форма: Круглая, но с неровным краем
Robbins Company 055 03 051
1936 Гармиш-Партенкирхен, Германия Лицевая сторона: Ника верхом на колеснице, запряжённой лошадьми, едет по арке над зимним спортивным инвентарём
Оборотная сторона: Большие Олимпийские кольца
Клэйн, РихардРихард Клэйн Deschler & Sohn 100 04 324
1948 Санкт-Мориц, Швейцария Лицевая сторона: Олимпийский факел со снежинками на заднем плане и Олимпийский девиз Citius, Altius, Fortius
Оборотная сторона: Снежинки и информация о стране проводящей игры
Дроз, Поль-АндреПоль-Андре Дроз Huguenin Frères 060.2 03.8 103
1952 Осло, Норвегия Лицевая сторона: Олимпийский факел и Олимпийский девиз Citius, Altius, Fortius
Оборотная сторона: Пиктограмма Ратуши города Осло с трёмя снежинками и информация о стране проводящей игры
Фалиреус, ВасосВасос Фалиреус and Иван, КнутКнут Иван Th. Marthinsen 070 03 137.5
1956 Кортина-д'Ампеццо, Италия Лицевая сторона: «Идеальная женщина» и информация о стране проводящей игры
Оборотная сторона: Большая снежинка с горой Помагагнон на заднем плане, Олимпийский девиз Citius, Altius, Fortius, и дальнейшая информация о стране проводящей игры
Аффер, КостанттиноКостанттино Аффер Lorioli Bros. 060.2 03 120.5
1960 Скво-Вэлли,Калифорния, США Лицевая сторона: Голова мужчины и женщины и информация о стране проводящей игры, расположенная по кругу
Оборотная сторона: Большие Олимпийские кольца, Олимпийский девиз Citius, Altius, Fortius, и название вида спорта
Джонс, ГерффГерфф Джонс Herff Jones Company 055.3 04.3 095
1964 Инсбрук, Австрия Лицевая сторона: Горы Торлауф, «Инсбрук 1964», и «Торлауф»
Оборотная сторона: Олимпийские кольца поверх герба Инсбрука и информация о стране проводящей игры, расположенная по кругу
Коуфаль, МартаМарта Коуфаль (Лицевая сторона)
Зеглер, АртурАртур Зеглер (Оборотная сторона)
Австрийский монетный двор 072 04 110
1968 Гренобль, Франция Лицевая сторона: Три снежинки и герб — красная роза Гренобля с информацией о стране проводящей игры, расположенной по кругу
Оборотная сторона: Стилизованное изображение каждой из дисциплин
Экскофон, РоджерРоджер Экскофон Парижский монетный двор 061 03.3 124
1972 Саппоро, Япония Лицевая сторона: Пиктограмма линий на снегу
Оборотная сторона: Снежинка, Солнце и Олимпийские кольца
Форма: Квадратная с округлыми волнистыми гранями
Казуми, ЯгиЯги Казуми (Лицевая сторона)
Танака, ИккоИкко Танака (Оборотная сторона)
Отдел Монетного двора Финансового Министерства 057.3 x 61.3 05 130
1976 Инсбрук, Австрия Лицевая сторона: Олимпийские кольца поверх герба Инсбрука с информацией о стране проводящей игры, расположенной по кругу
Оборотная сторона: Альпы, Бергисель, и Олимпийское пламя
Кауфаль, МартаМарта Кауфаль (Лицевая сторона)
Зеглер, АртурАртур Зеглер (Оборотная сторона)
Austrian Mint 070 05.4 164
1980 Лейк-Плэсид, Нью-Йорк, США Лицевая сторона: Олимпийский факел, который держат напротив гор Адирондак
Оборотная сторона: Шишка и логотип Лейк-Плэсид
Tiffany & Co. Medallic Art Company 081 06.1 205
1984 Сараево, Югославия Лицевая сторона: Логотип события и информацией о стране проводящей игры, расположенной по кругу
Оборотная сторона: Голова атлета, увенчанная лавровым венком
Форма: Круглая, но расположена на округлённом прямоугольнике
Митрич, НебойшаНебойша Митрич Zlatara Majdanpek and Zavod za izradu novčanica 71.1 x 65.1 03.1 164
1988 Калгари, Канада Лицевая сторона: Логотип события и информация о стране проводящей игры, расположенная по кругу
Оборотная сторона: Два человека, один с лавровым венком, а другой с индейским головным убором в котором вместо перьев — различный зимний спортивный инвентарь
Питер, ФридрихФридрих Питер Jostens 069 05 193
1992 Альбервиль, Франция Лицевая сторона: Стекло вставленное в металл с изображением Олимпийских колец на против гор
Оборотная сторона: Обратная сторона стеклянной части
Лалик, РенеРене Лалик Рене Лалик 092 09.1 169
1994 Лиллехаммер, Норвегия Спарагмит, частично покрытый золотом. На одной стороне Олимпийские кольца и информация о стране проводящей игры, на другой — дисциплина по которой была выиграна медаль и эмблема игр Ханевольд, ИнгертИнгерт Ханевольд Th. Marthinsen 080 08.5 131
1998 Нагано, Япония Лицевая сторона: Частично покрыта глазурью, показывает эмблему игр
Оборотная сторона: В основном покрыта глазурью, содержит эмблему игр поверх горы Синсю
Ито, ТакэсиТакэси Ито Kiso Kurashi Craft Center 080 08 261
2002 Солт-Лейк-Сити, США Лицевая сторона: Атлет, несущий Олимпийский факел выходит из пламени
Оборотная сторона: Ника держит победный лист, окружённый информацией о играх
Форма: Неровный круг, наподобие камней в реках Юты
Гивен, СкоттСкотт Гивен, Axiom Design O.C. Tanner 085 10 567
2006 Турин, Италия Лицевая сторона: Изобразительные элементы игр
Оборотная сторона: Пиктограмма определённой дисциплины
Форма: Круглая, с отверстием символизирующим пьяццу
Кватрини, ДариоДарио Кватрини Ottaviani 107 10 469
2010 Ванкувер, Канада Лицевая сторона: Индивидуально обрезанная часть большой картины Первых Народов (касатка или ворон), что делает каждую медаль уникальной
Оборотная сторона: Эмблема игр и информация о событии
Форма: Круглая, но волнистая, что делает её не плоской
Хант, КорринКоррин Хант and Арбель, ОмерОмер Арбель Королевский канадский монетный двор 100 06 500-576
2014 Сочи, Россия Лицевая сторона: выгравированы Олимпийские кольца
Оборотная сторона: название вида соревнований, а также Эмблема Игр Сочи 2014
Форма: Круглая, в центре медалей — вставка, выполненная из высокопрочного прозрачного поликарбоната, в виде кристаллов символизирующих зиму.

С помощью гравировки на награды нанесено «лоскутное одеяло» Игр — мозаика из национальных узоров народов России. Официальное название Игр на русском, английском и французском языках размещено на гурте.

Эскиз — Leo Burnett, тех.дизайн — Адамас Адамас 100 10 531,525,460

Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Первые марки посвящённые Олимпийским играм поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как считают некоторые отечественные авторы. Греция произвела возможно пару видов марок с изображением медали летних Олимпийских игр, но и другие страны, такие как СССР, Гамбия, Лаос, Корея, Венгрия выпустили малую партию марок с иллюстрацией медали, Сьерра-Леоне выпустила свою марку с элементом главной награды.

Каждый раз, в период прохождения Игр страны-участники, а иногда различные другие государства, изготавливают марки изображающими медали: золотые, серебряные, бронзовые. Количество не фиксируется. Несмотря на то, что плакетка на летних Олимпийских игр в Париже 1900 была самая необыкновенная, марки изготовило несколько стран и в малом количестве, хотя медали хорошо подходят по форме.

Традиция изготавливать марки с изображением наград перед началом Олимпийских игр, но после их окончательного утверждения МОК-ом, сохранилась и до сих пор.

ru.wikipedia.org

Урок технологии по теме "Монетный двор. Проект "Медаль". Изделие "Стороны медали"

Тема: «Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали».

Целевые установки: познакомить с технологией создания медалей на основе чеканки; показать особенности формы и оформления медали; использовать свойства материалов при изготовлении изделия; освоить новый приём – тиснением по фольге; выполнять эскизы на основе предложенной темы; учить проводить анализ выполненных изделий.

Планируемые результаты: Предметные: знать особенности технологического процесса создания медалей; использовать свойства металлической фольги при изготовлении изделия; выполнять тиснение по фольге; переносить эскиз на фольгу при помощи кальки; использовать в речи понятия знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение Метапредметные:

познавательные – научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные: уважительно относиться к труду и профессиональной деятельности; проявлять интерес к поисковой деятельности; оценивать свою работу по имеющимся критериям.

Ход урока

Актуализация знаний и умений учащихся

- Сегодня мы побываем на производстве по изготовлению изделий небольшого размера, но очень ценных. (На доске карточки со словами: монеты, медали, знаки, награды, жетоны, сувениры, ювелирные изделия.)

- Сделайте предположение, на каком предприятии изготавливают все эти изделия. (На монетном дворе.)

Мотивация познавательной деятельности

- Мы узнаем, что за монеты, медали, какие сувениры, изделия изготавливаются на монетном дворе, в каких городах они находятся, ещё мы воссоздадим работу Монетного двора и изготовим медаль – это будет результатом работы над нашим проектом.

Организация познавательной деятельности

– На двух предстоящих уроках вы будете работать над проектом «Монетный двор».

Какое изделие может быть выполнено в этом случае? На монетных дворах чеканят деньги и медали. Прочитайте, что предложила сделать Аня (учебник, с. 35-36).

(Дети читают диалог Ани и Вани)

Работа по прочитанной информации:

Ответьте на вопросы по поднятой руке.

  1. Когда в России была учреждена первая медаль? (конец 17 века).

  2. За какие услуги вручали данную медаль? (за военные услуги, за гражданскую службу).

  3. Какими медалями награждали победителей I Олимпийских игры в Греции? (золотыми, серебряными, потом бронзовыми)

  4. Как создают медали для Олимпийских игр? (по эскизам художников, победивших в специально проводимых конкурсах)

  5. Что такое знаки отличия?

  6. Какая сторона медали называется аверсом? (лицевая сторона медали). Что на ней изображено? (профильный портрет)

  7. Какая сторона медали называется реверсом? (обратная сторона). Что на ней изображено? (даты и надписи)

  8. Что такое литье?

  9. Что такое штамп?

Для выполнения предпроектного исследования используют информацию, предлагаемой в учебнике и заполняют свободные строчки в рабочей тетради на с. 22.

Обратить внимание на важность выполнения эскизов, на то, что ни одну медаль не чеканят до тех пор, пока специальная комиссия её не одобрит.

Сравнение медалей Олимпийских игр 1896 и 1980 годов.

Критерий для сравнения

Медали

Олимпийских игр 1896 г.

Олимпийских игр 1980 г.

Лицевая сторона

(аверс)

Изображение: Зевс Олимпийский, который держит в руках земной шар со стоящей на нём богиней победы Никой с оливковой ветвью в руках. Слева надпись греческими буквами: Олимпия

Изображение: богиня Ника с оливковой ветвью в руках. Наверху справа – надпись по-русски в четыре строки: Игры XXII Олимпиады, Москва, 1980

Оборотная сторона

(реверс)

Изображение: Акрополь. Надпись вверху полукругом и внизу в две строки по-гречески: Международные Олимпийские игры в Афинах, 1896

Изображение: стилизованная олимпийская чаша с пылающим огнём на фоне арены стадиона.

Вверху справа символ Московской Олимпиады – стилизованное изображение кремлёвской башни и олимпийских колец

Заполняется второй пункт проекта в рабочей тетради «Выполнение эскиза изделия».

Медаль можно сделать двумя способами: литьем или штамповкой. Прочитайте в учебнике (с. 36) описание этих способов и расскажите, в чем отличие одного способа от другого. Физкультминутка. IV. Творческая практическая деятельность. Организация рабочего места. Проверка организации рабочего места. Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 38–39) и рабочей тетрадью (с. 22–25) – Медали, как мы с вами уже узнали, делают из разных металлов путем литья или штамповки. У нас нет возможности изготовить изделия таким способом. Мы будем делать медали вручную. – Какой металл мы сможем обработать, нанести на него рисунок? Наши медали будут сделаны из фольги. – Расскажите, какие свойства имеет фольга.

Последовательность чеканки медали

Работа над изделием

Вопросы юного технолога

Вопросы

Анализ изделия. Комментарий учителя

1.

Что я буду делать?

В какой технике выполнять изделие?

Стороны медали. Какой формы?

Здесь надо прочитать слова Вани о том, что для работы будет использоваться техника тиснения (чеканки) по фольге, т.е. рисунок будет выдавлен

2.

Какие металлы и инструменты понадобятся мне для работы?

Ответ даёт Аня на с. 37. Металлическая фольга, калька, картон, клей, ножницы, карандаш, шариковая ручка с пустым стержнем. Данные материалы и инструменты необходимы для выполнения изделия.

Заполнение таблиц в рабочей тетради (з. 4-5)

Изделие (исполнитель)

Материал, приспособления

Количество

Стоимость

Стороны медали (аверс, реверс)

Фольга

1 шт.

Калька

1 шт.

Картон

1 лист

Скрепки

2 шт.

Клей

1 тюбик

Медаль

Ученики изучают План работы «Стороны медали», учебник с. 38 и составляют технологическую карту.

Заполнение технологической карты

Последовательность работы

Приём, способы выполнения

Материал, инструменты и приспособления

Эскиз (стороны медали)

Рисование

Бумага, ластик, карандаш

Разметка (перевод рисунка)

Рисование, продавливание

Карандаш, калька, фольга, скрепки, шариковая ручка с пустым стержнем, картон

Раскрой

Вырезание (стороны медали)

Ножницы

Сборка: подготовка пластилина; сборка медали

Раскатывание, сплющивание, обрезание пластилина, закрепление ленты

Пластилин, стороны медали, лента, скоба, стека

Отделка (стороны медали)

Продавливание

Шариковая ручка

Выполнение изделия (учитель оказывает помощь по мере необходимости).

Итоги. Рефлексия деятельности.

-Вы сегодня хорошо поработали. Давайте мы сделаем выставку с вашими работами.

1. Что такое монетный двор? (производственное предприятие, которое занимается изготовлением монет, медалей)

2. Захотелось ли вас сделать дома самостоятельно еще какую-нибудь медаль? Какую?

3. Чему вы научились на уроке?

4. В чем испытали трудности?

5. Что получилось лучше всего?

6. Какие знания применяли сегодня на уроке?

infourok.ru


Смотрите также