Монета с изображением оленя


Боспорские монеты типа "Артемида - Олень".: vladimirkrym — LiveJournal

Грандиозные изменения, которые произошли в Понтийской державе в период правления Митридата VI Евпатора, затронули экономику и монетное дело. На боспорских монетах появились изображения, связанные с культами, популярными в Понтийском царстве, а культы, атрибутика которых присутствовала на монетах до Митридата Евпатора, получили новый импульс. Это относится к почитанию Аполлона, Посейдона, Диониса, символику которых стали значительно чаще отображать на монетах. Из исключительно понтийских изобретений можно выделить монеты с изображением орла на молнии, что в Понте было связано с культом Зевса, изображения Гелиоса, Мена во фригийской шапке и т.п. В ряду этих культов, вне сомнения, официальных, поскольку эти божества фигурируют на монетах, видное место заняла богиня Артемида, которая до Митридата Евпатора практически не присутствовала в монетной типологии Боспорского государства. Её сакральным животным считался олень или лань.

Популярность Артемиды, а точнее Артемиды Эфесской (именно в Эфесе впервые появляются изображения оленя и Артемиды на монетах IV века до н.э. и присутствуют до середины I века до н.э.) среди населения Малой Азии и особенно в Ионии привела к тому, что символика, связанная с ее почитанием, стала появляться на монетах других городов. Как только Митридат Евпатор, включивший большую часть эллинских полисов Причерноморья и Боспор в состав своей державы, предоставил городам широкие полисные привилегии – даже большие, чем он дал грекам в родовом царстве – они начали чеканить полисную монету с изображениями и символикой эфесской богини. Причины этого в первую очередь заключались в сохранении традиционных связей с Ионией и в верности полисным религиозным ценностям, и только во вторую очередь они связаны с политикой и идеологией Митридата Евпатора.

Среди боспорских монет типа Артемида – олень исследователи выделяют две группы. Находки, относящиеся к обеим из них в своем сюжете содержат как изображение Артемиды, так и оленя (лани). К первой группе относят тетрахалки (халк - античная медная монета; тетрахалк - 4 халка) типа «Артемида – лежащий олень», которые чеканились Пантикапеем и Фанагорией (некоторые из них перечеканены на понтийской меди типа Арес-меч). Фанагорийские тетрахалки этого типа появились раньше пантикапейских, а как только столица Боспора наладила их выпуск, количество монет Фанагории уменьшилось. При этом чеканка тетрахалков в Фанагории была интенсивнее, чем в Пантикапее. Это дало возможность Д.Б. Шелову предположить, что они появились в обращении ранее 100 г. до н.э., вероятно, сразу после вхождения Боспора в державу Митридата Евпатора. Тем не менее среди исследователей нет единства относительно абсолютной хронологии этих монет.

Другой серией монет являются серебряные драхмы Пантикапея типа «голова Артемиды вправо, слева лук и колчан – пасущаяся лань (или пьющий олень) вправо, слева монограмма». Если принять указанную выше дату тетрахалков типа «Артемида – лежащий олень», связанную с передатировкой понтийской меди Ф. де Каллатаем, то обе серии монет оказываются близкими по времени и отчеканены, скорее всего, в конце 90-х – 80 гг. до н.э. Тип реверса – пасущийся или пьющий олень – соотносится с известным изображением на царских золотых и серебряных монетах Митридата Евпатора 96–67 гг. до н.э. с датами по понтийской, пергамской и афинской эрам. Олень на этих монетах, особенно в соединении с изображением Митридата как идеализированного героя или бога, связан с Артемидой Эфесской. Однако Г. Кляйнер объяснял появление оленя на этих монетах не только связью с культом Артемиды Эфесской. Он предложил усматривать в этом влияние культа милетского Аполлона, так как на скульптуре работы Канаха Аполлон держит олененка в правой руке. Олененок встречается и на монетах Фарнака I Понтийского как сакральное животное Мена-Фарнака – покровителя династии Митридатидов. Существует также предположение, что олень на царских монетах Митридата Евпатора имеет отношение к Телефу, сыну Геракла.

Помимо Боспора, изображение оленя встречается в монетном деле Херсонеса Таврического, который вошел в державу Митридата Евпатора вместе с Боспором и с этого времени находился у него в подчинении. В 120–110 гг. до н.э. на серебре и меди Херсонеса появляется традиционное изображение богини Девы – покровительницы его гражданской общины, близкой по функциям Артемиде, которая, как и она, изображалась на монетах Боспора вместе со стоящим вправо оленем. В 90–80 гг. до н.э. в Херсонесе была отчеканена серия меди типа «бюст Девы, за спиной лук и колчан – пасущаяся лань (или олень) вправо в венке, ХЕР», которая совпадает по времени с чеканом пантикапейских драхм с аналогичным изображением.

Монеты с изображением Артемиды и оленя, выпущенные при Митридате Евпаторе в эллинских полисах Причерноморья, имеют свою типологическую особенность. В отличие от царской чеканки Митридата VI, стоящий олень на этих монетах обращен не влево, а вправо. Только лань на тетрахалках Пантикапея и Фанагории показана лежащей влево, подобно пьющему оленю на царских монетах Митридата Евпатора, который, однако, стоит, а не лежит. Также влево обращена лань на небольшой серии меди Херсонеса 120–111 гг. до н.э.

Абрамзон, М.Г., Иванина, О.А. 2010: Античные монеты из собрания Керченского истори- ко-культурного заповедника. Киев.
Анохин, В.А. 1986: Монетное дело Боспора. Киев.
Сапрыкин С.Ю. Монеты типа "Артемида/олень" боспорского чекана Митридатовского времени // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 4 (54). С. 249-265.

vladimirkrym.livejournal.com

Боспорские монеты типа "Артемида - Олень"

Грандиозные изменения, которые произошли в Понтийской державе в период правления Митридата VI Евпатора, затронули экономику и монетное дело. На боспорских монетах появились изображения, связанные с культами, популярными в Понтийском царстве, а культы, атрибутика которых присутствовала на монетах до Митридата Евпатора, получили новый импульс. Это относится к почитанию Аполлона, Посейдона, Диониса, символику которых стали значительно чаще отображать на монетах. Из исключительно понтийских изобретений можно выделить монеты с изображением орла на молнии, что в Понте было связано с культом Зевса, изображения Гелиоса, Мена во фригийской шапке и т.п. В ряду этих культов, вне сомнения, официальных, поскольку эти божества фигурируют на монетах, видное место заняла богиня Артемида, которая до Митридата Евпатора практически не присутствовала в монетной типологии Боспорского государства. Её сакральным животным считался олень или лань. 

Популярность Артемиды, а точнее Артемиды Эфесской (именно в Эфесе впервые появляются изображения оленя и Артемиды на монетах IV века до н.э. и присутствуют до середины I века до н.э.) среди населения Малой Азии и особенно в Ионии привела к тому, что символика, связанная с ее почитанием, стала появляться на монетах других городов. Как только Митридат Евпатор, включивший большую часть эллинских полисов Причерноморья и Боспор в состав своей державы, предоставил городам широкие полисные привилегии – даже большие, чем он дал грекам в родовом царстве – они начали чеканить полисную монету с изображениями и символикой эфесской богини. Причины этого в первую очередь заключались в сохранении традиционных связей с Ионией и в верности полисным религиозным ценностям, и только во вторую очередь они связаны с политикой и идеологией Митридата Евпатора.

Среди боспорских монет типа Артемида – олень исследователи выделяют две группы. Находки, относящиеся к обеим из них в своем сюжете содержат как изображение Артемиды, так и оленя (лани). К первой группе относят тетрахалки (халк - античная медная монета; тетрахалк - 4 халка) типа «Артемида – лежащий олень», которые чеканились Пантикапеем и Фанагорией (некоторые из них перечеканены на понтийской меди типа Арес-меч). Фанагорийские тетрахалки этого типа появились раньше пантикапейских, а как только столица Боспора наладила их выпуск, количество монет Фанагории уменьшилось. При этом чеканка тетрахалков в Фанагории была интенсивнее, чем в Пантикапее. Это дало возможность Д.Б. Шелову предположить, что они появились в обращении ранее 100 г. до н.э., вероятно, сразу после вхождения Боспора в державу Митридата Евпатора. Тем не менее среди исследователей нет единства относительно абсолютной хронологии этих монет.

Другой серией монет являются серебряные драхмы Пантикапея типа «голова Артемиды вправо, слева лук и колчан – пасущаяся лань (или пьющий олень) вправо, слева монограмма». Если принять указанную выше дату тетрахалков типа «Артемида – лежащий олень», связанную с передатировкой понтийской меди Ф. де Каллатаем, то обе серии монет оказываются близкими по времени и отчеканены, скорее всего, в конце 90-х – 80 гг. до н.э. Тип реверса – пасущийся или пьющий олень – соотносится с известным изображением на царских золотых и серебряных монетах Митридата Евпатора 96–67 гг. до н.э. с датами по понтийской, пергамской и афинской эрам. Олень на этих монетах, особенно в соединении с изображением Митридата как идеализированного героя или бога, связан с Артемидой Эфесской. Однако Г. Кляйнер объяснял появление оленя на этих монетах не только связью с культом Артемиды Эфесской. Он предложил усматривать в этом влияние культа милетского Аполлона, так как на скульптуре работы Канаха Аполлон держит олененка в правой руке. Олененок встречается и на монетах Фарнака I Понтийского как сакральное животное Мена-Фарнака – покровителя династии Митридатидов. Существует также предположение, что олень на царских монетах Митридата Евпатора имеет отношение к Телефу, сыну Геракла.

Помимо Боспора, изображение оленя встречается в монетном деле Херсонеса Таврического, который вошел в державу Митридата Евпатора вместе с Боспором и с этого времени находился у него в подчинении. В 120–110 гг. до н.э. на серебре и меди Херсонеса появляется традиционное изображение богини Девы – покровительницы его гражданской общины, близкой по функциям Артемиде, которая, как и она, изображалась на монетах Боспора вместе со стоящим вправо оленем. В 90–80 гг. до н.э. в Херсонесе была отчеканена серия меди типа «бюст Девы, за спиной лук и колчан – пасущаяся лань (или олень) вправо в венке, ХЕР», которая совпадает по времени с чеканом пантикапейских драхм с аналогичным изображением.

Монеты с изображением Артемиды и оленя, выпущенные при Митридате Евпаторе в эллинских полисах Причерноморья, имеют свою типологическую особенность. В отличие от царской чеканки Митридата VI, стоящий олень на этих монетах обращен не влево, а вправо. Только лань на тетрахалках Пантикапея и Фанагории показана лежащей влево, подобно пьющему оленю на царских монетах Митридата Евпатора, который, однако, стоит, а не лежит. Также влево обращена лань на небольшой серии меди Херсонеса 120–111 гг. до н.э.

xn--80aajhqhktebqcvc2c9e6cj.xn--p1ai

Канада выпустила цветную монету с изображением оленей

«Весеннее наблюдение» - серебряная монета Канады 2017 на животную тематику

Королевский монетный двор Канады весной 2017 года представил новую цветную монету с изображением оленей. Нумизматический продукт посвящен приходу весны, пробуждению природы и теплым солнечным лучам. Подобная канадская монета станет отличным подарком для нумизмата, который ценит монеты с животными.

Среди особенностей монеты «Весеннее наблюдение» выделим:

• Реалистичное цветное изображение канадского леса весной

• Комплектуется серийным сертификатом

• Для изготовления монеты использовано пол унции чистого серебра

Автором дизайна стала канадская художница Сильвия Пекота, которая показала приход весны в дремучий лес. Перед нами пять оленей, которые уже ищут первую траву в снегах. Внизу отчеканено CANADA, 2017 и инициалы автора дизайна SP.

На оборотной стороне традиционно показан портрет Елизаветы Второй, а по окружности отчеканены отдельные характеристики монеты, включая ее номинал.

Номинал

Металл

Масса

Диаметр

Качество

Тираж

10$

Серебро 999

15,87 г

34 мм

Matte Proof

15 000


www.numizmatik.ru

В ноябре появятся украинские монеты с изображением оленя

На новых монетах Украины из серебра изобразят фигуру благородного оленя

9 ноября 2016 года Национальный банк Украины выпустил новые серебряные монеты в серии «Фауна в памятках культуры Украины». На новых нумизматических продуктах появится изображение оленя, благородного животного, чей силуэт можно часто встретить на памятках культуры различных эпох. Древние украинцы не только изображали это животное на скалах, коре деревьев, первых книгах, но и воспевали в народном творчестве. Другими словами, серия «Фауна в памятках культуры Украины» была бы не полной без выпуска монеты под названием «Олень».

Описание дизайна украинской монеты 2016

Аверс: Лицевая сторона монеты поделена на две части. Внизу находится рельефная, немного шершавая поверхность, а вверху гладкая матовая. Слева изображена стилизованная позолоченная фигура оленя. В верхней части находится Герб Украины и надписи 2016, 5 ГРИВЕНЬ и УКРАIНА.

Реверс: Оборотная сторона также поделана надвое, только теперь вертикально. Справа расположен фрагмент Бушанского рельефа с изображением оленя, а справа на зеркальном фоне представлена голова животного, повернутая влево. С правой стороны отчеканено название монеты «ОЛЕНЬ».

Характеристики нумизматического продукта Украины

• Монета создавалась из серебра 925 пробы в массе 15,55 грамм;

• Номинальная стоимость изделия – пять гривен;

• Диаметр монеты – 33 мм;

• Продукт отчеканен на монетном дворе Нацбанка Украины в качестве Специальный АЦ и количестве 4000 штук;

• На боковой поверхности имеется углубленная надпись.

www.numizmatik.ru


Смотрите также